четверг, 26 декабря 2024 г.

 


             Материализм игроков и идеализм                                         футбольной команды


Слушайте меня внимательно. Мяч у игрока под номером 5. Развитие атаки может проходить в трех вариантах: через пас игроку 6, через пас игроку 7, через пас игроку 8.

Пас игроку 6, который является закадычным дружком игрока с мячом, не портит ситуацию, но и больших плюсов не имеет. Пас игроку 7, к которому игрок 5 относится нейтрально, чуть получше, чем игроку 6, а пас игроку 8, к которому игрок 5 испытывает антипатию, идеальный, так как максимально обостряет ситуацию на поле.

Ответьте, пожалуйста, мои дорогие гости канала и подписчики, кому пятый номер сделает передачу? Было бы странно, если бы все вы были бы согласны с моим мнением. Мы все уникальны, и мнение каждого заслуживает внимания.

Я же, в данный момент, хотел бы высказать свое мнение, свой вариант ответа. И думаю, что мало ошибусь, если скажу, что большинство из вас примет мою версию ответа.

Идеология современного футбола не шепчет, а кричит во все горло, что мяч нужно отдавать дружку. Я далек от того, что свыше 90 процентов из вас согласятся со мной. Но, думаю, что больше 50 процентов точно согласятся.

Будет много мнений о приоритетности передачи игроку 7, т.е. игроку, к которому футболист с мячом относится нейтрально. Но, не уверен, что таких мнений будет больше сорока процентов.

А вот количество тех, кто считает, что мяч нужно передавать игроку 8, несмотря на свои антипатии к нему, будет плачевно мало. Если наберется пять процентов, то это будет хорошо.

Сейчас я вам нарисовал психологическую картинку внутрикомандной атмосферы среднестатистической команды. Задача продвинутого футбольного тренера - сделать так, чтобы в рассмотренной игровой ситуации, мяч всегда передавался игроку, который, после принятия мяча максимально обострял бы игру, вплоть до поражения ворот соперника, не взирая на уровень симпатий к нему со стороны передающего мяч.

Меня в последнее время тянет к темам, которые требуют книжного объема информации для их раскрытия. Но, раз тема провозглашена, то ее в формате ролика нужно раскрыть. Поэтому прибегну к тезисам. Других вариантов нет.

И вообще. Этим я просто кричу в адрес молодых тренеров. Ребята! Современные школы тренеров это конторы, которые взамен занесенных вами денег, предоставляют вам информацию, которая не имеет никакой практичесвкой пользы. Более того, она частенько вредна.

Я призываю вас относится к получаемым там знаниям, как к той информации, которая формально оправдывает оплату трудов праведных учителей на курсах. И не более того.

Другими словами, хозяева курсов и преподаватели, во весь голос, заявляют о том, что они не мошенники, не проходимцы и не прохвосты, а те, кто дают нужные знания в виде практикуемой учебной программы. Необходимых вам знаний там нет и быть не может.

Почему не может? Да потому, что эти ученые, как минимум, материалисты, и идеализм футбольной команды, как тему для изучения, они не раскроют вам в принципе. А как максимум, эти люди не понимают, что футболист это матрица мышечной памяти, а не легкоатлет с определенными антропометрическими данными.

А если не понимают, то никогда не составят правильно структуру тренировочного процесса, в виду того, что они не понимают саму идеологию тренировочного процесса.  Подытожу то, что сказал.

Если вам нужна корочка - идите на курсы. Там вы ее получите. Если же вам нужны глубокие тренерские знания, необходимые для создания Мастер-команды - держитесь подальше от всех этих тренерских курсов. Там нет живительных мыслей и знаний. Там яд или, в лучшем случае, баланда, которая не травит, но и пользы не приносит.

Работа тренера имеет два основополагающих сегмента: 

- техническая и физическая подготовка футболистов

- поднятие уровня внутрикомандной атмосферы до уровня духовного монолита.

На планете Земля не было, нет и вряд ли будет в ближайшее время тренер, который бы справился с этими двумя сегментами в своей работе.

О втором сегменте, т.е. о командном духе мы вообще здесь говорить не будем, так как этому я посвящу отдельный ролик. Что же касается технической и физической подготовки футболистов, то она также невыполнима для современных тренеров.

С физикой тренеры, слава Богу, хоть как-то, но справляются, а вот с техникой - никак. С техникой может справиться только тот тренер, который принимает в своем сознании постулат, который я уже озвучивал: "футболист - это матрица мышечной памяти".

Кстати, до такого уровня современных тренерам очень далеко, так как вначале нужно подготовить исходные данные для заполнения матрицы, а потом уже заявлять о ней. Что такое исходные данные?

Это футбольная азбука. Пас низом - буква А, пас верхом - буква Б, пас шведой - буква С, прием на грудь - буква Д и т.д. За всю свою некороткую жизнь я не встретил ни одного футболиста, который бы умел исполнять классический удар, аналогично обстоят дела и с главным обманным движением.

Ни один тренер на планете Земля не скажет вам, что это такое, так как название финта придумано мною. Но, дело не в названии, а в применяемости.

Его никто не применяет, а если так, то его просто-напросто не знают. И это огорчает. Футбольная практика не блещет ударами шведой, не блещет двуногостью, не блещет передачами шведой, не блещет подкатами, не блещет стабильно успешными ударами головой, не блещет индивидуальными обводками, не блещет точными ударами и их разнообразием. Думаю, что достаточно.

Если представить команду, как инструмент для поражения ворот соперника, то сейчас она больше напоминает древнюю метательную машину, которую полчаса заряжают, затем стреляют, не факт, что куда-то попадают, а затем снова полчаса заряжают и снова стреляют.

Мастер-команда это боевой автомат, очень легкий (т.е. с максимальной выносливостью игроков), эргономически комфортный, имеющий матчевый рожок, емкостью не менее сорока патронов, который к финальному свистку всегда пустой, большой убойной дальностью (ворота поражаются даже с сорока метров, а если вратарь засмотрелся на блондинку из шестого сектора, то даже и с шестидесяти метров), высокой кучностью стрельбы, что означает большой процент рамочных ударов из всех произведенных.

Если современную команду представить не в виде древней метательной машины, а в виде все того же боевого автомата, то он будет не легким, но и не тяжелым, с объемом рожка в восемь-десять патронов и с ужасающе плохой кучностью стрельбы. Этот автомат будет иметь убойную дистанцию, равную пистолетному выстрелу.

Мое сравнение не идеальное, но думаю, что близкое к истине. А теперь очевидный вывод. До тех пор, пока на тренировках будут присутствовать резиночки с квадратиками, лестнички с барьерчиками, двухстороночки с рывочками, об уровне даже однопроцентного приближения к уровню Мастер-команды можете не мечтать.

Еще позавчера у меня болело сердце по поводу того, что я ничем не могу помочь современным молодым думающим тренерам, так как цейтнот, продиктованный моей жизненной финишной прямой, не дает мне возможности сделать то, о чем все последние годы мечтал.

Но, вчера в голову пришла мысль, которая поставила все на свои места. Эта мысль подобна холодному душу в испепеляющую жару. Все цели будут реализованы. Объяснять ничего не буду, так как вряд ли буду понят. 

Главное, что моя душа теперь спокойна. Эту мысль я уже в каком-то ролике высказал. Но, повторение не помешает, так как некоторые ребята, беспокояться о том, что после меня не факт, что все будет полноценно реализовано.

Можете не беспокоится! Все будет на наивысшем уровне! Когда? Ответ на этот вопрос не в моей компетенции.






воскресенье, 22 декабря 2024 г.

 




Футбольное образование ретро




Эта заметка была написана десятого июня 2010 года. Судите сами, что и насколько поменялось в этом плане.

Я же никаких изменений не вижу. Ухудшение вижу. Улучшений - в упор не вижу. Буду рад, если ошибаюсь, и вы меня познакомите с примерами желанных для всех нас улучшений.

Итак, поехали. Вот текст этой старой заметки:


"Никогда не забуду, как в 2003 году меня обматерили только за то, что предложил проверять кандидатов в футболисты на IQ. Эта идея пришла ко мне в голову еще в 2001 году.
А обматерило меня руководство одного футбольного журнала и люди, близкие к нему.

Их аргумент меня тогда шокировал: «футболу вундеркинды не нужны!» - эмоционально «отрубили» они. Я так растерялся от обрушившихся после этого на меня матов, что не догадался спросить у своих «учителей» о том, кто же нужен футболу?

Неужели антиподы вундеркиндов? Неужели футбол – игра тупых и недалеких? Ваш покорный слуга так не думает и никогда не думал. Что касается руководства футбольного журнала, то у меня есть сомнения. 

Эта история закончилась в 2004 году, когда вышла статья, где немцы и голландцы объявили на весь мир о своем « ноу-хау» - тестировании молодых футболистов на IQ. Мои известные оппоненты (еще как известные), почему-то, не захотели обсудить со мной эту новость и навсегда исчезли с моего горизонта. Об этом уже не раз говорил.

Что же это за зверь такой – футбольное образованиеЕсть ли специфика в таком образовании? Уверен, что есть. 

Вы, возможно, удивитесь, уважаемый Читатель, но автор этих строк считает, что футбольное образование должно быть самым престижным, самым глубоким и всесторонним. Для чего человеку, пинающему мяч, самое крутое из всех существующих образование? 

Почему нужно овладевать знаниями, которые академические учебные заведения не дают? Потому, что футбольное искусство сложнейшее из всех существующих. Не верите? Ваше право.

В своих книгах, я пытаюсь обосновать этот тезис. Человек, который двух слов связать не может, который прочитал в своей жизни 1-2 книги, который имеет эрудицию на уровне Митрофанушки у Фонвизина, имеет очень мало шансов освоить это очень и очень нелегкое искусство под названием «футбол».

Формат статьи не позволяет привести даже тезисно доказательную базу авторского утверждения. Поэтому, ограничусь одним предложением. Пожалуйста, сосредоточьтесь, так как предложение некороткое и непростое для восприятия. Вот это предложение:

"С закисшими мозгами, свободно ориентироваться в игре, где каждую секунду меняется все или почти все, где нужно уметь молниеносно принять единственно правильное решение, в зависимости от расстановки игроков в данное мгновение, причем принять на скорости, без возможности перевести дыхание, где гармонию нужно создавать своими мозгами и ногами, где лидерство в любой форме разрушает командную монолитность (Боже, какую страшную крамолу я говорю!), где понятие «командный дух» - не пустые слова, где нужно сохранять душевное спокойствие даже тогда, когда Вам бьют в кость, а главный судья при этом показывает Вам желтую карточку, где взаимоотношения с партнерами по команде приоритетнее (да, да, приоритетнее!) технических навыков, практически невозможно" - конец предложения.

Т.е., если прочитать начало этого длинного предожения и его конец, то получится следующее: с закисшими мозгами свободно ориентироваться в игре практически невозможно.

Точнее, возможно, но не в формате футбола будущего. Не в формате футбола 21 века, а тем более, футбола 22 века. В футбол можно играть даже умственно отсталым. 

Только уровень игры будет соответствующим. Сейчас даже пингвинов учат играть в футбол. Правда, они плохо понимают, чего от них хотят.

Извините за очень длинное предложение. Но, ваш покорный слуга попытался его содержанием обосновать хотя бы один процент сказанного. Знаю, что у некоторых Читателей, обязательно возникнут вопросы, касательно этого длинного предложения.

Обосновывать мысли, содержащиеся в нем, не буду. Если захотите – напишите письмо. 

Еще раз повторю. 
Футболист, для полноценного функционирования, в качестве игрока футбольной команды, должен получить те знания, которых не дает ни одна академическая школа мира. 

Без этого «светлое будущее» футбола не придет никогда. Последний как поклонялся, так и будет поклоняться  золотому тельцу, под названием «трансфертный Бог».

А кто будет поклоняться Богу футбольного Мастерства? Что, нет такого? А жаль. Его присутствие намного облегчило бы освоение футбольных премудростей.

Шахматный мир хорошо знает великого шахматиста, третьего чемпиона мира Хосе-Рауля Капабланку. В отличие от большинства гроссмейстеров, он практически никогда не просчитывал многоходовые комбинации. Ставку он делал на интуицию и делал просто красивые, по его мнению, ходы.

Комментаторы его игр были очень щедры на восклицательные знаки и двойные восклицательные знаки (восклицательный знак после хода – знак сильного хода). Именно Капабланка в спорте, на мой взгляд, поставил знак равенства между красотой и истинностью.

К чему рассказ о шахматисте? К тому, что развитое чувство красоты означает, например, в футболе – залог принятия в игре правильных решений. Для меня это аксиома. Для моих оппонентов – бред сумасшедшего.

Развивают ли сейчас в школах подготовки футболистов чувство красоты? Правда, смешно? А когда-то наступит время нетрадиционных знаний, великое благодатное время невиданного творчества.

Наступит время, когда футбольное поле будет восприниматься футболистом, как храм. Плюнуть на палубу – преступление для моряка. А что футболисты? Плюют, харкают, высмаркиваются на футбольное поле по надобности и без нее. 

Жаль, что не доживу до тех времен, когда футболист будет сплевывать, подбегая к краю поля. Если говорить простыми словами, то разносторонние и глубокие знания нужны футболисту для того, чтобы «серое вещество» не застаивалось, для того, чтобы видеть всех и понимать маневр каждого, для того, чтобы оптимальное решение принимать мгновенно.

Футбольное образование, о котором говорю, сейчас не ко времени. Сейчас в почете другие вещи. Кое-кто  из современных украинских звезд, за день до матча выпивает шесть бокалов пива. Может быть, пиво проясняет сознание?

Может быть…
"

пятница, 20 декабря 2024 г.

  


                         Как бить в движении?




Разумеется, я отвечу на этот вопрос, заданный мне одним из футболистов. Но, что стоит за этим вопросом? За этим вопросом стоит самое, что ни на есть, обучение футболиста.

В современном футболе никто никого не обучает, не за редкими, а за редчайшими исключениями. У нас никто не обучает обводящим ударам, которые радикально принципиально, можно сказать, отличаются от ударов полуподъемом - самым распространенным ударом в современном футболе.

Я мало ошибусь, если скажу, что удар полуподъемом - единственный удар облагодетельствовавший футбольную практику. Моя футбольная практика обучения футболистов показала, что никто, я не шучу, не большинство, а никто вообще не умеет бить классическим ударом.

И это в то время, как классика является самым сильным и самым точным ударом в футболе. Удар шведой можно увидеть так же часто, как и удар скорпион. 

Но, если последний - следствие очень редкой игровой ситуации, то удар шведой востребован не менее часто, нежели удар полуподъемом. Почему тогда не применяют удар шведой? Попробуйте сами ответить себе на этот вопрос.

Что такое "главное обманное движение" никто или почти никто понятия не имеют. А если не имеют понятия, то суть большинства финтов большинству неведома.

Знаете, сколько шагов нужно сделать, чтобы изучить какой-либо технический элемент в футболе? Как вы думаете? Единицы лишь знают о пяти шагах, о пяти этапах изучения.

На самом деле, таких шагов или этапов семь. Что происходит в футболе? А ничего и не происходит. Лицемерие давно захватило умы и сознание подавляющего большинства футбольных спецов и чиновников.

Грустно все это. Вчера мне в голову пришла ошеломляющая мысль, которая подняла мне настроение на многие недели вперед. Я понял, что реализую все, что задумал.

Но, рассказывать детали не буду, так как все равно вы мне не поверите, так как не уверен, что готовы воспринимать подобную информацию. Ну да ладно. Соловья баснями не кормят.

Как научиться бить в движении? Никто и никогда не научится бить в движении, если не научится бить по мячу, находящемуся в состоянии покоя. 

Я бы такой мяч называл мертвым мячом. В этом варианте нужно писать или озвучивать намного меньше буковок. Итак, вначале учимся бить по мертвому мячу.

Второй шаг - все тот же удар по мертвому мячу, но с разворота. Третий шаг - удары по мертвому мячу нерабочей ногой.

Четвертый шаг - откидывание мяча чуть вперед и в сторону, буквально на полметра внешней стороной бьющей ноги, и удар по нему, по мячу, который катится с черепашьей скоростью. Исполнять такой удар нужно, как вы уже поняли, ребята, обеими ногами.

Пятый шаг - проброс мяча на два метра с последующим ударом обеими ногами. Все эти шаги подразумевают попадание в мишень с мастерским коэффициентом 0,7 - т.е. три промаха из серии в десять ударов.

Шестой шаг - набегание на мишень по прямой в течение десяти метров, с последующим ударом, все теми же обеими ногами.

Седьмой шаг - набегание на мишень под углом к вектору удара. Этих семи шагов достаточно, чтобы наработать навык удара по катащемуся мячу.

Step by step - это альфа и омега изучения любых технических элементов в футболе и не только в нем. В переводе, для тех, кто не знает, это шаг за шагом.

Никогда не нужно спешить, а овладевать необходимым искусством постепенно, пошагово. Только тогда будет результат.

Я не знаю ни одного ученика, который бы слушал меня и делал все так, как я требую. Все всегда спешат, будто у них перо в одном месте или шило - точно не знаю. Все хотят освоить нужный элемент мгновенно и с учетом всех нюансов.

Такого не бывает ребята. Не бывает! Не стесняйтесь того, что вы что-то не знаете или что-то не умеете. На то и учитель, чтобы обучать. Не нужно бежать впереди паровоза.

Как говорил мой любимый учитель физики в школе "спешка нужно только при ловле блох, да и то мокрыми руками". Почему мокрыми - понятия не имею. А спросить не у кого. Мой учитель физики уже давным давно ушел из этой жизни. 

Никаких конкретных рекомендаций я давать не буду здесь, так как существует не только удар полуподъемом, а еще удар классикой, подъемом, шведой, обводящий, подрезающий или парашютный, шпаном или, как сейчас говорят, щекой, носком или пыром, с контрового наката.

Неужели вы думаете, что я буду здесь выкладывать все детали и нюансы? Понятно, что нет. Но, главное я сказал. Придерживайтесь пошагового принципа и вся футбольная техника падет к вашим ногам, если конечно, не будете лениться.

Может быть, теперь вы мне поверите, что резиночки с лестничками, барьерчики с квадратиками, двухстороночки с рывочками это отстой? Если все, только что озвученное выбросить из тренировочного процесса на футбольную помойку истории, то только тогда у вас появится шанс приобрести футбольную технику и обеспечить на несколько поколений вперед своих детей, внуков и правнуков, если вас интересуют деньги.

Что касается профессионализма, то он вам будет обеспечен. Впрочем, это уже совсем другая история.






вторник, 17 декабря 2024 г.

 


                             Юрген Клопп



Сегодня я прокомментирую высказывания Юргена Клоппа - тренера трех клубов, в каждом из которых он работал не менее семи лет. Последние девять лет он тренирует Ливерпуль. Чем мне лично интересен Клопп? 

Тем, что его так же часто упоминают, как тех, цитаты которых я уже комментировал. Это во-первых. Во-вторых, под его предводительством команда выиграла клубный чемпионат мира, а это вам не второразрядный турнир.

Первая цитата: "Мы должны любить проблемы и получать удовольствие от усилий. Но, важнее сосредотачиваться на положительных вещах" - дорогой Юрген! Так это и есть положительные вещи! Если ты живешь проблемами и не сторонишься усилий, то что может быть важнее? Если ты что-то преодолеваешь, что-то решаешь, что-то упорядочиваешь, что-то собираешь в одно, что-то усовершенствуешь - значит ты живешь!

"В моей работе нет места нормальности. Или это нормально, смотреть в неделю по 30 ДВД?" - если твоя работа выглядит со стороны ненормальной, то ты уже достоин уважения. А 30 ДВД в неделю - это круто - большой респект. Я не анализирую правильно это или нет. Я утверждаю, что пропускать через себя такой огромный объем информации заслуживает уважения.

"Наша команда владеет мячом, но никто этого не замечает, потому что мой имидж – это прессинг и контрпрессинг. Когда я был моложе, назвал это «футболом в стиле хеви-метал" - я не знаю, что подразумевает под контрпрессингом Юрген. Возможно это достойно внимания.

Но, самое это понятие - бред сивой кобылы. Если мяч у твоей команды - ее прессингуют. Если мяч у соперника - твоя команда прессингует. Как можно прессинговать прессингующих? 

И для чего? Для чего прессинговать тех, у кого нет мяча? Что за дурдом? Какой умник придумал этот термин? Если под контрпрессингом подразумевается что-то другое, то это нужно называть соответственно, а не красивым термином, за которым, кроме глупости ничего нет.

"Нужно радоваться каждому голу, будто он первый в твоей жизни. Нужно сохранять в себе это чувство до самой смерти" - очень странное заявление. Если защита соперника настолько слаба, что я с партнером легко прошли в штрафную, он передал мне мяч и я замкнул передачу в пустой угол. Даже как-то неприлично забивать такие мячи. 

Чему мне радоваться? Беспомощности и безграмотности обороны соперника? Кто из вас, ребята, прыгает от восторга, когда забивает гвоздь в доску забора. Для меня это аналогично тому голу, который я описал.

"Каждый упущенный шанс – это не неудача, это информация. Используйте ее и действуйте снова" - это высказывание достойно выдающегося тренера. Это самое крутое высказывание из всех, которые я анализировал, высказанные лучшими тренерами мира. Браво, Юрген! 

"Забил ты четыре или не забил – для меня ты в обоих вариантах остаешься одним и тем же человеком" - это высказывание, как по мне, говорит о том, что Юрген, в плане нравственности абсолютно адекватен.

"Сейчас я приезжаю домой и вижу прекрасную семью: жену и сына. Я абсолютно счастлив. Как я могу завидовать людям, которые более успешны, чем я. Умнее, чем я. Или тренируют лучше, чем я, а такие наверняка есть. Для меня это непонятно. Я воспринимаю жизнь как настоящее" - а это высказывание только подтверждает то, что в плане морали и нравственности Клопп - на уровне.

Ну что же, на этом, пожалуй, я закончу знакомство с Юргеном Клоппом. Не скрою, в отличие от других распиаренных тренеров, этот мне наиболее симпатичен. Симпатичен, во-первых, своей работоспособностью, во-вторых, своими морально-нравственными ориентирами, а в-третьих, как минимум, одним, но уникальным и фантастически точным высказыванием, которое я отметил своим возгласом "Браво".

Пожалуй, на Юргене я остановлюсь окончательно в плане знакомства с известными тренерами современности. Какой вывод я могу сделать, выполнив эту работу?

Во-первых, все они - не глупы. Во-вторых, их профессионализм целиком и полностью находится в формате понимания футбола современной футбольной наукой и практикой. Нет даже намека на стремление к реформированию современного футбола.

А откуда возьмется такое стремление, если потребности в реформах эти господа не видят? Вот почему я не ожидаю скорых перемен в футболе. Только через выдающихся можно донести до футбольной общественности актуальность перемен. Но, если эти господа молчат, то рассчитывать на улучшения в футболе не приходится.

Пока футбольное болото наглухо затянуто тиной. Еще хочу сказать, что большинство легендарных тренеров не выдерживает испытания на медные трубы от слова совсем. Выгодно от остальных отличается в этом плане Юрген, но и он прихрамывает в этом вопросе.

И самое главное, что хотел сказать. Никакого величия никакой гениальности ни у кого из рассмотренных персонажей я не увидел в упор. Профессиональную безграмотность увидел у каждого, не считая Юргена, который в своих высказываниях не проявился, как спец. Но, это не их вина.

Они - продукт системы, продукт обучения непонятно чему и непонятно для чего. Еще раз повторю. Все беды современного футбола находятся в системе обучения тренеров. 

Считаю обязательным добавить тот момент, что принимать в школу тренеров нужно не по занесенной сумме фантиков, а по знаниям абитуриентов и их стремлению, стать футбольным тренером.

Без вступительных экзаменов в связке с жестким собеседованием футбольный тренер, как специалист, не появится по окончанию обучения в школе тренеров. Я уже не говорю о том, что эту глупость под названием современная программа обучения тренеров, нужно выбросить в мусорное ведро и заменить программой, которая достойна вызовов 21 века.

воскресенье, 15 декабря 2024 г.

 




Диссертации в футболе ретро





Эта статья была написана 29 мая 2010 года. Вы думаете, что фундамент футбола это его футбольная наука? Вы правильно думаете.

Но, тут есть нюанс. Так должно быть, а не так есть. Что есть? Такое впечателние, что стоишь не на прочной опоре, дающей возможность подпрыгнуть к звездам, а стоишь на клубке змей.

Современная футбольная наука это не опора для думающего тренера. Это что-то другое. Думаю, что мало ошибусь, если скажу, что это что-то ядовитое.

Впрочем, судите сами. Эта статья была написана почти полтора десятилетия назад, но ничего не поменялось и вряд ли поменяется в ближайшие десятилетия. 

А теперь перейду непосредственно к тексту статьи написанной в 2010 году. Вот этот текст.

Судя по электронному архиву, на сайте государственной библиотеки диссертации в футболе пишут только футбольные тренеры, защищая работы по педагогике. Среди 15 работ 1999-2005 гг. в электронной библиотеке диссертаций всего 3 посвящены взрослым спортсменам. Вначале их перечислю:

- “Соревновательная деятельность квалифицированных футболистов "равнинных" команд в условиях климата среднегорья”;

- “Система рейтинга при проведении личного первенства в командных видах спорта без изменений структуры игры (На примере мини-футбола)”;

- “Динамика психофизической подготовленности футболистов высокой квалификации в годичном цикле тренировки”.

Самое большое внимание уделяется подготовке юных футболистов. Это и система питания - “Физиологическое обоснование коррекции нутриционного статуса юных футболистов”, и система отдыха - “Методика использования нетрадиционных средств восстановления в подготовке юных футболистов”, и специальные методики тренировки – “Методика контроля и совершенствования антиципирующих способностей юных вратарей в футболе”, “Методика начального обучения технике владения мячом на основе асимметрии развития двигательной функции у юных футболистов 7-10 лет”, “Физическая подготовка юных футболистов на этапе начальной специализации на основе блочно-модульного проектирования”, “Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез” и др.

Эти и подобные им диссертации пишут, не только российские и украинские, но и другие постсоветские футбольные специалисты. Разницы в подходах к написанию диссертаций практически никакой.

О каких подходах я говорю? О подходах судите сами, уважаемый Читатель. Мне же хочется остановиться на некоторых моментах, удержаться от комментария которых очень трудно.

Физиологическое обоснование коррекции нутриционного статуса юных футболистов” – как высоконаучно, а для простого смертного – заумно и совсем непонятно, звучит название диссертации. Согласны?

Вы знаете, что такое «нутриционный статус»? Это пищевой статус, а попросту говоря рацион питания футболиста.

Если не выпендриваться, а писать нормальным человеческим языком, то название диссертации будет выглядеть так: «Физиологическое обоснование коррекции рациона питания юных футболистов». Уже лучше, не правда ли?

Но, это не все. Волна словоблудия захлестнула нас настолько, что мы иногда не понимаем, что говорим или пишем. За примером далеко ходить не нужно.

Как расшифровать словосочетание из  рассматриваемого названия диссертации «физиологическое обоснование»? Бредовость этого словосочетания я поначалу не понял, а просто почувствовал печенкой, как говорят.

Наконец, до меня дошло. «Физиологическое обоснование» это ни что иное, как «последний довод» или «удар в торец», или еще проще «удар по морде», или «размазывание по стенке». Вообщем, физическое воздействие. Или я неправ?

Обоснование может быть логическим или поспешным, или ошибочным, но никак не физиологическим. Слово «обоснование», как мне кажется, вообще не требует сопутствующих слов. Суть этого слова - приведение аргументов на основании логики и здравого смысла.

Если убрать и это недоразумение, то название диссертации будет таким: «Обоснование коррекции рациона питания юных футболистов». Не знаю, как Вам, а мне такая формулировка вполне понятна и прозрачна.

Мне не хотелось бы, чтобы у Вас, уважаемый Читатель, сложилось мнение, будто автор этих строк занимается буквоедством и пытается всячески «уколоть» автора диссертации. Это не так.

Искусственное и, нередко, карикатурное придание научности своей диссертации с помощью применения научных терминов и научных, с точки зрения автора, словосочетаний, говорит, увы, о том, что диссертации пишут ради диссертации.

Буду рад, если ошибаюсь. Не обижайтесь на меня господа носители ученых званий и степеней. Ценность Ваших работ, как мне кажется, определяется не степенью нафаршированности работ научными терминами, непонятными или малопонятными большинству, а востребованностью Ваших идей и выводов в практической деятельности.

Что же касается званий и финансового статуса, приобретаемых после успешной защиты, то меня это не интересует и никогда не интересовало. “Методика начального обучения технике владения мячом на основе асимметрии развития двигательной функции у юных футболистов 7-10 лет” – знаете, что это такое?

Это методика обучения  техническим приемам неудобной ногой. Не буду проводить анализ названию этой диссертации, хотя и здесь есть что сказать.
Остановлюсь на другом.


С пяти лет я бил по футбольному мячу обеими ногами под присмотром брата, а впоследствии и другого Учителя. И твердо знаю то, что умение приходит благодаря упорным ежедневным тренировкам. Не буду критиковать вышеуказанную работу, с которой  не знаком.

Скажу только лишь одно. Одноногость футболистов – острейшая проблема, которую решать, похоже, никто и не собирается. Один из видных тренеров сказал по этому поводу так: «если он не умеет бить левой ногой, то никогда и не научится».

Вам все ясно?  Буду рад, если только что упомянутая диссертация изменит положение в футболе, в чем я очень сомневаюсь. Реальная жизнь показывает, увы, что футбольная наука живет своей жизнью, а футбольные практики – своей.

И последнее. “Методика контроля и совершенствования антиципирующих способностей юных вратарей в футболе”. Антиципация это предвосхищение. Вы все поняли? 

Это методика, позволяющая вратарю знать о намерениях соперника, владеющего мячом, до того, как последний произведет удар по воротам.
Вы много видите, как вратари угадывают направление удара по воротам, произведенного с 11-метровой отметки?  Не часто, согласны?  Какой вывод? Сделайте его сами.

Неоднократно рассказывал своим визави о методике, позволяющей развить у вратаря способность угадывать направление удара в  девяти случаях из десяти, а иногда и со стопроцентным результатом. Их реакция – отторжение, нежелание даже проверить декларируемый эффект.

А знаете, почему игнорируют? Потому, что, в случае подтверждения моих цифр, это ставит с ног на голову их взгляды на футбол. А это уже недопустимо. И плевать им на то, что это тормозит развитие футбола.

Главное для таких людей – их место в футболе, а не его развитие. Можно было бы остановиться и на других диссертациях, но смысла в этом не вижу. Задача, которую я поставил перед собой, приступая к написанию статьи, показать, что главное в диссертации – помощь практикам, а не жонглирование глубоко научными терминами.

Хочется верить, что скоро наступят времена, когда целью диссертации будет указывание практикам оптимального пути для достижения необходимых результатов, а не достижения личного статуса в футболе. Не исключаю того, что неправ. Но, на сегодняшний день, я так думаю. А Вы?

четверг, 12 декабря 2024 г.

 


            Творческая бессистемность системы



Вспоминаю легендарные и полуфантастические победы Барсы во времена игрового расцвета мистической тройки Хави-Иньеста-Месси. Эти три игрока творили чудеса на поле.

Когда они были на пике своей творческой карьеры, то могли выиграть у любой команды практически с любым счетом. Я имею ввиду разницу в счете, которая могла доходить при желании этой тройки футболистов до трех мячей.

Говоря об этих футболистах, не могли не говорить об их рулевом - Гвардиоле. Даже пошли разговоры, что великий Гвардиола изобрел так называемые треугольники, которые не раз демонстрировали Хави, Иньеста и Месси и другие игроки команды.

Шло время. Знаменитые футболисты неизбежно стали стареть в футбольном смысле, но не настолько, чтобы считать их явно слабыми. Они по-прежнему представляли смертельную угрозу для любого клуба.

Услужливые журналисты на все лады воспевали Барсу, а особенно озвученную мною тройку супер-талантов. И вот, когда Барса еще не сошла с вершины почитания, обожания и восторженного трепетания фанатов, испанцы приехали в Германию, чтобы сыграть с Баварией.

Немцы в том матче, не обыграли и не разгромили Барсу, а просто порвали легендарную испанскую команду. Весь футбольный мир был в шоке. Даже оппоненты Барсы не ожидали такого спортивного ужаса.

Те, кто еще день назад не видели соперников для Барсы, те, кто считали Барсу явлением двадцать первого века, которое принципиально не может быть разгромлено, притихли и замолчали, не зная, как реагировать на крах команды. В этой игре с Баварией Барса пережила двойной разгром, если считать поражение в три мяча разгромом.

Это был почти тройной разгром. Каталонцы проиграли 2 : 8! Оказалось, что те, кто были в тени славы испанцев, оказались на две головы выше в своих игровых кондициях. И ни одна живая душа честно не проанализировала причину такого судьбоносного для Барсы трагического фельдеперса.

Все тогда думали, что на мировом футбольном троне сидят испанцы. После сокрушительного поражения от немцев, половина почитателей каталонцев стали сомневаться в избранности их любимцев.

После этого поражения услужливые журналисты, восхваляющие Барсу, притихли и потихоньку начали петь еще не окрепшим голосом о доминировании немецкого стиля игры. Еще раз повторю, что никто никакого серьезного анализа не проводил, да и провести не мог. Позже объясню, почему.

И вот, наконец, чемпионат Европы, где хозяева - немцы. Как говорится, самое время показать своим болельщикам кто в футбольном доме хозяин. Я верно соображаю? 

И что я вижу? Ожидающие триумфа своих любимцев, немецкие болельщики глотают без разбору валидол, нитроглицерин, карвалол, корвалмент и т.д. В очной схватке с испанцами хозяева турнира, непобедимые немцы... проиграли.

Да, их поражение не было впечатляющим. Но, сам факт поражения говорит о многом. О чем конкретно? Прежде всего, о том, что отдельные успехи отдельных клубов или национальных сборных не претендуют на какую бы то ни было тенденциозность.

Казалось бы, что испанская футбольная школа должна набирать обороты, но неожиданный разгром со стороны немцев заставил всех думающих спецов засомневаться в этом. Фокус внимания на немецком футболе, который стартовал в своем прогрессе, как подумали многие после разгрома каталонцев в 2022 году, исчез, как исчезает утренняя роса на солнце после недавнего поражения сборной Германии на чемпионате Европы от все тех же испанцев.

За последние четверть века я часто слышу о поднебесном уровне подготовки футболистов в футбольных школах Голландии. Возьмите последние двадцать лет и подсчитайте, сколько раз голландцы становились чемпионами мира, сколько раз - Европы и сколько раз голландский клуб завоевывал кубок лиги чемпионов. Ну что подсчитали?

Как говорится, без комментариев. Вспоминаю песни о тотальном футболе, который поспешно объявили журналисты и футбольные спецы, больше напоминающие флюгеры. В связи с чем? 

В связи с тем, что в 1974 году якобы был продемонстрирован, в исполнении сборной Голландии, тотальный футбол. А в 1975? 1976? Может быть, в 1977 году? Этот, так называемый тотальный футбол исчез так и не родившись.

И тишина. Ни одна живая душа так и не объяснила, почему все орали во все горло о появлении тотального футбола и почему он в этом же году, после этого же чемпионата мира исчез. В чем причина? 

Не царское это дело - анализировать причины. А причины чего? Исчезновения тотального футбола? Для того, чтобы что-то исчезло, оно должно быть в наявности. Кто видел тотальный футбол? 

Я - живой свидетель чемпионата мира 1974 года его не увидел. Если кто-то болтал языком о появлении тотального футбола, то это не означает, что он родился. 

Будучи свидетелем игры сборной Голландии в 1974 году, могу со всей ответственностью сказать, что никаким тотальным футболом на том чемпионате даже не пахло. А то, что игровые перемещения Кройфа кто-то назвал тотальным футболом, то это его проблемы. Так что с голландским футболом? 

Совсем недавно закончился очередной полуфинал, где победу вырвала сборная Англии. Сборная Нидерландов поехала домой.

За последние полвека никакой системности, никакой тенденциозности современный футбол не продемонстрировал. Когда-то на сборную Бразилии молилось половина болельщиков во всем мире.

Сейчас мало кто поставит на безоговорочную победу сборной Бразилии на чемпионате мира. Кто, скажите на милость, кто сейчас является локомотивом мирового футбола? 

Нет ни одной сборной, нет ни одной национальной футбольной школы, которые бы заявили, что мировой футбольный трон принадлежит именно им.

Как вы думаете, ребята, почему не нашлось ни одного футбольного спеца, который бы проанализировал развитие мирового футбола за последние полвека? Я отвечу, почему.

Потому, что провести тщательный анализ честному объективному специалисту - это означает продемонстрировать всему футбольному миру бессистемность, царящую в современном футболе. Хотя нет, извините. Системность есть.

Системность современного футбола заключается в его бессистемности. Единственная системная работа это подъем до небес физики и поиск буквально с лупой или даже с микроскопом талантов.

Вся мудрость современного футбола заключается в том, чтобы найти талант и обеспечить его высокой физикой, чтобы запросить за него максимальную цену. Больше в футболе ничего не делается. Если кто-то говорит, что проводится какая-то другая работа, то он откровенно лжет. И пусть эта ложь будет на совести этого лжеца.

Вот вам беглый взгляд на игровые кондиции среднестатистического футболиста европейской премьер-лиги. Это, уточняю, взляд вашего покорного слуги.

Вот что я вижу. Двуногость на нуле, ударное искусство на нуле, обыгрыши на нуле, подкаты на нуле, точность диагоналей на нуле, выверенность по силе квазипараллельных передач на нуле, игра головой на нуле, удары с лета на нуле, прием жестких передач, который суперважен для игры в центральной полосе, также на нуле.

За последние двадцать лет я разговоривал со многими десятками футболистов разной квалификации, и ни один из них так и не смог мне объяснить, как правильно бить по мячу с лета. А о классическом ударе я вообще молчу. А ведь он - самый сильный и самый точный удар в футболе.

Только в сумасшедшем доме и в современном футболе, что практически одно и то же, могут сказать, что самый точный и самый сильный удар никому не нужен и, как следствие, не обучаем футболистами.

О технике и нюансах удара с контрового наката, самого опасного удара в футболе, футбольные тренеры, в своем подавляющем большинстве, вообще не слышали! Да что я скромничаю. Об этом ударе не знает ни один тренер, кроме тех, кто заходил или заходит на мой канал.

Позор! Это не ребятам позор, а тренерам позор! Все это в очередной раз говорит о том, что настоящие реформы могут начаться только с реформ в тренерском образовании. Иначе из этого отстойного и зловонного болота футбол не выберется.

Кандидаты в тренеры должны понимать, что сдача вступительных экзаменов в тысячу раз важнее той суммы, которую требуют руководители школы тренеров. К настоящей школе тренеров, о которой можно только сейчаса мечтать, нужно готовиться, минимум, за три года до окончания карьеры футболиста.

Это касается тех футболистов, которые мечтают стать тренерами. А той эрудиции, тех знаний, того жизненного опыта, которыми обладают дембельнувшиеся футболисты явно недостаточно, чтобы стать тренером.

Вначале нужно заменить тех, кто обучает и кто устраивает обучение, а потом уже нужно заняться программой обучения. Пишу об этом и понимаю, что до таких дел еще лет двести - вряд ли меньше.

Но, мои ученики не сидят сложа руки. Подвижки есть, хотя и малозаметные. Главное - идти. А Вселенная помогает только идущему.









вторник, 10 декабря 2024 г.

Не ожидал

 



                                 Не ожидал



В недавнем ролике под названием "Прессинг или коллективный отбор" я озвучил задачку, которую предложил подписчикам и гостям канала для решения. Задачка очень простенькая, проще не бывает.

Я попросил озвучить различие между прессингом и коллективным отбором. Задавая эту задачку, я подумал о том, что недооцениваю своих слушателей и читателей, ведь ранее я уже описывал разницу между этими понятиями и обосновывал свою позицию.

Прошло несколько дней, и я заглянул в комментарии к ролику, чтобы зафиксировать победителей, в наличие которых я не сомневался. Каково же было мое изумление, когда я не увидел никого, кто бы дал правильный ответ.

Ну что же, придется еще раз объснить разницу между прессингом (неважно каким - локальным или тотальным) и коллективным отбором. Прессинг это процесс давления, причем не только в футболе.

Когда вы что-то давите, что-то прессуете, что-то сдавливаете, что-то плющите, вы что-то отбираете? Правда, бред? Вот и я говорю, что прессинг к отбору мяча никакого отношения не имеет.

А теперь объясню, что такое прессинг с футбольной точки зрения. Главная задача команды, которая организовывает прессинг - это давление на соперника, это такие действия, когда сопернику не дают время для обработки мяча, не дают время на поднятие головы, а следовательно, не дают время для принятия правильного решения.

Что конкретно делают прессингующие? Ясное дело - атакуют соперника с мячом. Причем не просто атакуют, а атакуют на большой скорости.

При этом прессингующая команда иногда заботится о перекрытии коротких передач, а иногда этого не делает. Но, главная фишка прессинга была и остается одной и той же - атака игрока с мячом на большой скорости, вплоть до рывка, не задумываясь о том, есть ли у обладателя мяча возможность сделать передачу куда-либо.

А чем же тогда коллективный отбор отличается от прессинга? Прессинг это не очень умное занятие, так как атаковать игрока с мячом соперника, полноценно не заботясь о возможных передачах с его стороны, согласитесь, глуповато.

Но, такой способ ведения игры, тем не менее, имеет право на жизнь, так как это, в первую очередь, психологическая атака. Что касается коллективного отбора, то там глупостей нет. Там все нацелено на отбор мяч и все продумано до деталей.

А теперь главное, что я не услышал ни от кого. Коллективный отбор отличается от прессинга, как локального, т.е. на отдельном участке поля, так и тотального, т.е. на всем поле, тем, что в первую очередь делается рывок за спину защитника с мячом, чтобы отсечь его от вратаря.

Этот рывок и есть начало коллективного отбора. Синхронно с этим рывком партнеры блокируют игроков линии обороны справа и слева, а также игроков, находящихся на дистанции среднего паса.

Разумеется, все роли должны быть расписаны еще на тренировке и отшлифованы до блеска. А чем вы занимаетесь на тренировках? Правильно, скачете по лестничкам, прыгаете через барьерчики и дурачитесь в квадратиках.

Игроки соперника, находящиеся на дистанци дальнего паса могут и не перекрываться особо. Почему? Потому что, во-первых, нужно еще уметь сделать дальнюю диагональ, во-вторых, нужно еще уметь обработать мяч, посланный издалека.

Этот прием называется "обнуление скорости баллистически падающего мяча с помощью уступающего движения". В-третьих, мяч летит, в таком варианте около двух секунд. А за это время защитник может пробежать без напряга 15 метров.

Другими словами, адресат передачи будет легко накрыт защитниками. Еще раз. Если синхронно, как по команде, блокируется вратарь, защитники и игроки на дистанции среднего паса, то с вероятностью 80-90 % можно утверждать, что коллективный отбор состоялся.

К этому добавлю, что если игроки команды, осуществляющей коллективный отбор, владеют искусством подката, то о выходе из обороны через пас соперник может даже не мечтать. И еще.

Кто-то правильно заметил, что искусство коллективного отбора должно зиждется на фундаменте высокого порога выносливости игроков. А вот высота этого порога формируется, точнее должна формироваться на индивидуальных тренировках, которых днем с огнем не сыщешь в современном футболе.

А выносливость не совместима с нарушениями спортивной дисциплины. А у нас тренеры разрешают игрокам бухнуть, мол заслужили, ведь вчера выиграли важный матч. 

Вот так и живем. Болото можно уничтожить только одним способом - высушить его! Как? Ликвидировать на корню все заведения, связанные с тренерским образованием, причем вместе с теми прохвостами и приспособленцами, которые сидят на его потоках.

Поверьте, что система не всесильна. Время все расставит на свои места. Нет ничего, что бы могло противостоять времени. Я пытался и пытаюсь ускорить время гибели современной футбольной системы, но таких, как я очень мало - единицы.

Так что, современные болельщики и их потомки еще долго будут ходить с макаронами или лапшой, кому как удобнее, на ушах, веря футбольным функционерам о неудержимом футбольном прогрессе. Ладно, не буду о грустном.

В миллионный раз повторяю и буду повторять, что не через барьерчики нужно прыгать, а шлифовать диагонали на дальность и точность, причем обеими ногами. Не по горизонтальным лестничкам скакать, а изучать и шлифовать самый сильный и самый точный удар в футболе - классический удар.

Не в квадратиках нужно дурачиться, а изучать все тонкости и, главное, применять на практике главное обманное движение, дающее возможность чувствовать себя на поле, как рыба в воде, не переживая, что соперник отберет у тебя мяч. Не в двухстороночках убивать драгоценное тренировочное время, а шлифовать стандарты и типовые игровые ситуации.

Не коленчками резиночки растягивать, а овладетвать тремя видами ударов головой - в противоход, скользящим и с поворотом головы. Не терять время в абсолютно тупых упражнениях с нейтральными игроками, а на каждой тренировке практиковать вечно полезное и незаменимое упражнение с пятью жизнями, где игроки поймут, что такое работать над предложением, над обработкой мяча, над скоростью мышления, над точностью и жесткостью передач.

Не пропадать в тренажерных залах, развивая свой мышечный рельеф, главное назначение которого - покорять сердца девочек, а работать над пасом шведой и ударом шведой. Последнее суперважно для фланговых игроков.

Знаю, что большинство глухо к моим замечаниям. Но, я постоянно буду говорить об этом, показывая всю убогость современной подготовки футболистов.

Говоря все это, я пытаюсь не ущипнуть, не уколоть, не унизить, а заставить задуматься, призвать вас думать своей головой и самосовершенствоваться.