понедельник, 21 февраля 2022 г.

Принципы в футболе - 2

 


                     Принципы в футболе - 2



Пришлось, дорогие мои ребятушки, писать и озвучивать продолжение этой важнейшей темы, как для футболистов, так и для тренеров. Особенно тренеров. 

В первой части этой темы я все основательно рассказал. Но, не привел ни одного примера составления свода принципов при проведении атаки, обороны, опускания в оборону, выхода из обороны, коллективного отбора и т.д.

Сегодня я, хоть и поверхностно, но остановлюсь на всех этих вещах. Еще раз хочу повторить, что основательно эту тему раскрыть можно только в книге, которую я, очень надеюсь, напишу.

А в этом ролике и статье я выложу по одному-два, возможно, по три принципа ведения каждой фазы игры. Это я сделаю для того, чтобы каждый тренер понимал, в каком направлении нужно мыслить.

Если же мыслить в нужном направлении не получится, то тогда рекомендую подождать окончания моей работы по написанию книги. Тогда ориентироваться в этой теме вам будет намного проще.

Так получилось, что по мере приближения очереди выкладывания данного ролика, книга, о которой я уже упомянул, т.е. "Принципы в футболе" написана. Когда я ее писал, то понял, что о всех принципах, имеющих хотя бы опосредованное отношение к футболу, говорить бессмысленно, так как их очень много.

Поэтому я в книге остановился на принципах, касающихся игры в целом, которая представляет собой доигровой день, день игры и после игровой день. Затем я остановился на принципах тренировки, на принципах общения футболистов с тренером и на принципах поведения футболиста вне тренировочного процесса. Но, так как в начале этой статьи и ролика я упомянул о разных фазах игры, то уходить от своих слов не буду и здесь выскажу свое видение тех принципов, которые помогут успешно проводить все этапы игры.

Начнем с атаки. Атака может быть позиционной и молниеносной. Начнем с позиционной.

Принцип 1. При позиционной атаке поперечные передачи допустимы, как и редкие передачи назад. Но, все они подчинены поиску обостряющей передачи в зону перед линией штрафной соперника или на фланг с таким же удалением от ворот. 

Принцип 2. Позиционная атака это самый благоприятный вариант для обстрела ворот соперника со средних и дальних дистанций.

К слову сказать, бесконечные поперечные передачи и передачи назад без желания найти обостряющее продолжение не являются атакой, а только лишь банальным удержанием мяча.

Теперь два слова о молниеносной атаке.

Принцип 1. При молниеносной атаке поперечные, а тем более передачи назад полностью отсутствуют. После двух, максимум, четырех передач следует завершение атаки с помощью удара по воротам.

Принцип 2. При молниеносной атаке, передачи в ноги крайне не желательны, так как они тормозят атаку. Все передачи должны быть на ход, кроме последней, которая может быть прострельной.

Принцип 3. Для потенциального успешного исполнения молниеносной атаки, все без исключения игроки обороны, как и игроки средней линии должны безукоризненно владеть первым контратакующим пасом. Другими словами, уметь делать дальние и точные диагонали.

Теперь несколько слов об обороне.

Оборона имеет две разновидности: оборона при атаке соперника и оборона при атаке своей команды. Начнем с обороны при атаке соперника.

Принцип 1.  Молниеносный возврат к своим оборонительным редутам защитников и полузащитников - залог успешных оборонительных действий.

Принцип 2. Нельзя забывать о необходимости страховать соседей по зоне своей амплуальной ответственности.

Принцип 3. Святая обязанность защитников - не выбрасываться на мяч, а держать дистанцию, иначе можно провалить оборону в своей амплуальной зоне ответственности.

Принцип 4. Покидать свою амплуальную зону можно только в случае крайней необходимости и в случае возникновения голевой ситуации.

Теперь два слова об обороне при атаке своей команды. 

Принцип 1. Атакующая команда должна, в обязательном порядке, оставлять в центре поля на одного игрока больше, нежели оставляет нападающих обороняющаяся команда. Если обороняющиеся не оставляют в центре никого, то нападающей команде достаточно оставить в центре одного-единственного защитника.

Принцип 2. Защитники, в фазе атаки своей команды, должны не только следить за нападающими соперника, но и, в случае необходимости, быть готовым к обстрелу ворот соперника с дальней дистанции. А это возможно, если в линию обороны будет осуществлен контровой накат.

Еще хочу сказать несколько слов о принципах исполнения коллективного отбора мяча.

Принцип 1. Если одним из игроков команды, осуществляющей коллективный отбор мяча, не перекрыт вратарь, то ни о каком коллективном отборе не может быть и речи.

Принцип 2. Коллективный отбор это синхронные действия игроков, проявляемые в набегании на своих соперников сразу после того, как стартовал первый игрок, осуществляющий рывок к игроку с мячом, с целью его отбора.

Принцип 3. Коллективный отбор мяча может быть успешным только тогда, когда набегающими игроками перекрываются не только возможные короткие передачи, но и средние передачи.

Это три главных принципа проведения коллективного отбора мяча. Что касается дальних передач, то: во-первых, вероятность их точности невелика, а во-вторых время подлета к адресату такое, что кто-то из обороны обязательно сумеет перекрыть зону приземления мяча.

Именно по этой причине допускается риск временного оставления обороны в меньшинстве. При коллективном отборе, меньшинство в обороне неизбежно из-за того, что один из игроков перекрывает вратаря соперника.

Конечно же, можно говорить и о принципах выхода из обороны, и о принципах проведения доматчевого дня, принципах ведения командой самой игры, принципах послематчевого дня, принципах самосовершенствоания, принципах общения игроков между собой, принципах общения игроков с тренером, принципах поведения футболистов вне тренировочного процесса и т.д.

Этим принципам нет конца. Я ведь не сказал о принципах общения с судьями во время матча, о принципах поведения игроков в игре с грубым соперником, о принципах общения с журналистами и болельщиками и т.д.

Зачем это все? - спросят меня многие футболисты и тренеры. А это все нужно затем, чтобы не делать грубых ошибок. Жизнедеятельность в футболе напоминает горный ручей, который течет вниз по горе с большой высоты.

Никто не знает, как потечет вода. Стоит одному камешку сместиться, и ручей может поменять направление стекания воды. Но, если вы соорудите что-то типа желоба, то вода уже никогда не изменит свой путь, так как боковые стенки желоба не дадут воде поменять направление.

Принципы в футболе это своеобразные боковые стенки желоба. Никакие провалы в выступлениях, никакие черные полосы не будут преследовать вашу команду, если вы будете дружить с принципами того или иного сегмента футбольной деятельности.

Приведу один-единственный пример. Если тренер сделает принципом своей работы обязательный анализ прошедшей игры, с помощью нарезки видео на необходимые фрагменты, исходя из замеченных недостатков в игре, а затем обсуждения этих нарезок на командном собрании на следующий день, то могу дать вам стопроцентную гарантию, что команды, которая будет так хорошо понимать игру, как ваш тренер и ваши игроки, вы не найдете ни на каком турнире.

И это обязательно отразиться на результатах. Вы будете больше понимать игру, меньше бесцельно гонять по полю, как молодые жеребцы, будете осознанно маневрировать, согласно вызовам конкретной игровой ситуации. 

Ладно, буду заканчивать, так как этой теме, как и любой другой, нет конца.


четверг, 17 февраля 2022 г.

Трамплин под названием "Год тренировок"

 


               Год индивидуальных тренировок



Андрей Филлипов, Подписчик канала, попросил меня рассказать, что нужно делать футболисту в течение года, чтобы достичь максимальных результатов. Попробую ответить, уважаемый Андрей.

Сразу хочу сказать, что точного ответа не будет, так как все зависит от уровня поставленной цели. Без цели, без маяка, без ориентира, без поставленной задачи говорить о самосовершенствовании в течение года бессмысленно.

Но, когда есть цель, тогда есть и конкретная работа по ее достижению. Какая у тебя цель, Андрей? Вот и я об этом. Не зная цели, не могу дать совет. Ах, да, Андрей сказал, что его интересуют максимальные результаты.

Ты это серьезно? А ты знаешь, что такое "максимальный результат"? Если не знаешь, то, уверен, что догадываешься. Это уровень футбольного Мастера. 

Можно ли за год выйти на уровень футбольного Мастера? Пользуясь случаем, еще раз повторю, что слово "Мастер" я пишу с большой буквы по той причине, что между футбольным Мастером и мастером спорта, где я пишу слово "мастером" с маленькой буквы не просто пропасть, а межгалактическое пространство.

Для того, чтобы понять разницу в этих игровых уровнях приведу следующее сравнение. Чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен имеет рейтинг Эло 2850. Перворазрядник в шахматах имеет рейтинг 1900. Шахматная программа Альфа-Зеро имеет рейтинг в районе 4000. 

Другими словами, между лучшей шахматной программой современности и уровнем чемпиона мира разница в два раза больше, нежели разница в уровнях между чемпионом мира и перворазрядником. Учитывая сказанное, могу предположить, что уровень игры футбольного Мастера это уровень шахматной программы Альфа-Зеро, а уровень мастера спорта по футболу это уровень, нет-нет, не перворазрядника, а шестилетки, который только-только изучил шахматные фигуры и знает, как они ходят.

Для тех, кто играет в шахматы мое сравнение понятно, хотя оно кажется фантастическим. Для тех же, кто ничего не понимает в шахматах, приведу другое сравнение. Поставьте на стартовую линию стометровки два соревнующихся - Усейна Болта и обыкновенную черепаху.

Разница в скоростных данных этих двух соревнующихся и будет приблизительно равна той разнице, которая есть между футбольным Мастером и мастером спорта. Извините, за лирическое отступление.

Итак, за год и даже за десять лет выйти на уровень футбольного Мастера невозможно. А возможно ли вообще выйти на уровень футбольного Мастера? У вас, ребята, рождался в голове такой вопрос? 

Я много думал об этом. Вначале мне казалось, что выйти на уровень футбольного Мастера просто невозможно, ведь уровень футбольного Мастера это идеальная модель футболиста, это недостижимая высота.

Но, потом я понял, что оперировать бесконечностями или идеальными уровнями мало эффективно, так как это не добавит энтузиазма и воодушевления никакому футболисту. Тогда я подумал о другом.

Какой же уровень реально достижим для реального, а не вымышленного футболиста, который можно было бы назвать уровнем футбольного Мастера? И я понял, что такой уровень существует, и он достижим.

При каких условиях? Вы это хотите спросить? Попробую ответить.

Для этого нужно иметь уровень способностей, чуть выше среднего. Этого уже достаточно, чтобы штурмовать самый желанный и самый крутой уровень исполнительского мастерства в футболе.

Для того, чтобы выйти на уровень футбольного Мастера нужно начинать активно обучаться футболу в шесть лет и потратить двадцать лет, активных индивидуальных тренировок. Да, где-то в 26-27 лет футболист может выйти на этот фантастически высокий уровень. Но, это в том случае, если все эти годы не будет серьезных травм, которые не дадут возможность тренироваться долгими месяцами.

Если кто-то из вас думает, что Криштиану или Лионель рядом с этим уровнем или достигли его, то такими мыслями меня можно только рассмешить до коликов. Они и рядом не стояли, впрочем, как и Пеле и Марадона, как Рональдиньо и Зубастик и как многие другие суперзвезды 20 и 21 веков.

Прекрасно понимаю, что у каждого из нас свое понимание наивысшей планки исполнительского искусства в футболе. Свое - я никому не навязываю. Для понимания моего уровня, приведу простой пример. Разница между уровнем Месси и Роналду с одной стороны и уровня игрока второй лиги национального чемпионата с другой стороны точно такая же, как разница между уровнем футбольного Мастера и уровнем игры Месси и Роналду.

Думаю, что таким сравнением я делаю большой комплимент в адрес игры Месси и Роналду. Но, как говорится, о вкусах не спорят и о понимании игры тоже, скажу я вам. 

Итак, Андрея интересуют не мои рассуждения по поводу наивысших уровней в футболе, а то, чем конкретно нужно заняться в течение года, чтобы достичь максимальных результатов. Предупреждаю тебя Андрей, что под максимальными результатами я буду подразумевать движение футболиста в течение одного года к своей мечте - уровню футбольного Мастера.

Когда у футболиста именно такая мечта, то с его горизонта слетают разные кумиры, типа Месси, Роналду, Салах, Неймар, Холланд, Левандовски и др., как с белых яблонь дым. Но, хочу это повторить, что я никому свой взгляд на уровень футбольного Мастера не навязываю. 

Если для кого-то уровень Месси или Роналду - наивысший уровень в футболе, то я ничего против не имею. Ориентируйтесь на этих футболистов или других ваших кумиров. Я же о своем понимании уровня футбольного Мастера уже сказал.

Итак, что же нужно делать на протяжении года? Именно это интересует Андрея. Во-первых, все зависит от возраста, во-вторых, от способностей, в-третьих, от семейных обстоятельств, в четвертых, от времени, свободного от официальных тренировок.

Уравнение с четырьмя неизвестными я точно решить не смогу. Даже самый  гениальный математик не сможет этого сделать. Поэтому я остановлюсь на том объеме работ, который предстоит делать кандидату в футбольные Мастера.

Уровень футбольного Мастера это аскеза, это жертвенность. Если вы думаете иметь в списке обязательной программы вашей жизни дни рождения, юбилеи, тусовки с друзьями по двору или по школе, ухаживания за девушками, поедание сладостей, зависания в соц. сетях, увлечение стрелялками,  танчиками и прочими компьютерными играми, просмотр всех подряд футбольных матчей, то даю вам миллионно процентную гарантию, что вы даже на один процент не подниметесь к уровню футбольного Мастера.

О таком уровне можете даже не мечтать. У молодежи и не только есть такое понятие, как "Кайф" - т.е. высшее наслаждение. У кого-то высший кайф это употребление наркотиков, у кого-то употребление вкусной пищи, у кого-то - от дел амурных. 

Сорок лет назад я дружил с одним кандидатом наук, который в теории вероятностей решился доказать теорему второго уровня - очень сложного уровня. Теоремы первого уровня уже давно доказаны и за них получены кандидатские и докторские степени, а также профессорские звания.

Но, для того, чтобы копнуть глубже нужно было забыть про все на свете и круглосуточно, долгими месяцами, сидя за письменным столом искать правильный путь к доказательству. Доктора и профессора не спешили проводить подобную работу, а вот мой знакомый решился.

Выходил он на доказательство теоремы пять лет. Изо дня в день, с утра до ночи, он не вставал из-за стола, часто засыпая за ним и просыпаясь за ним же, отрывая голову от конспектов, записок и книг. За это время он потерял подругу, друзей, всех знакомых. С ним осталась только мать, которая все его бытовые проблемы взвалила на себя.

К концу пятого года каторжной работы он вдруг понял, что нащупал этот заветный правильный путь, идя по которому можно будет доказать теорему второго уровня. А когда мой знакомый убедился в том, что он на правильном пути и до самого доказательства, которое было уже делом техники, как говорят, оставались считанные недели он испытал такое чувство, которое не мог ни с чем сравнить.

Он сделал то, что ни сделал ни один ученый, специализирующийся на теории вероятностей. Анатолий мне сказал приблизительно так: "Саша, это чувство не сравнимо ни с чем. Это намного сильнее и острее самого высокого наслаждения.". Знаете, к чему это я рассказал историю своего давнего друга?

Да к тому, что достижение уровня футбольного Мастера это то, что не сравнимо ни с какими миллионами долларов, ни с какими джекпотами, ни с какими золотыми мячами и бутсами. Это наслаждение другого, принципиально другого уровня.

И для того, чтобы ощутить этот кайф, необходимо жертвовать очень многим, о чем я уже говорил. Я хочу в очередной раз сказать, что я не знаю, чего добьется тот или иной игрок за год. Но, направление я, безусловно покажу.

Нужно стремиться к тому, чтобы ежедневно, в любую погоду, пробегать по восемь километров в среднем темпе или чуть ниже среднего. Это уже по наступлению совершеннолетия. Каждый день уделять голеностопам полчаса, деля это время на две или три части в разное время суток.

Нужно развивать мышцы спины и пресса для хорошего удара и для дальнего вбрасывания из-за боковой линии. Прыжки с места в высоту нужно также развивать. Если Джордан прыгал на сто двадцать сантиметров, то вам достаточно будет иметь прыжок в один метр. Да, да, к этому тоже нужно стремиться.

А теперь подумайте о том, нужен ли вам вес. Поможет ли он вам выпрыгивать высоко? Поможет ли он вам делать хороший рывок?

Поменьше слушайте тех, кто рекомендует вам или даже обязует иметь хороший вес, для успешной контактной борьбы. Запомните, ребята. Футбол будущего это минимум контактной борьбы.

Чем выше техника, тем меньше контактной борьбы. Это аксиома.

Работайте над точностью и жесткостью передач, стараясь попадать в створ, величиной полтора диаметра мяча с десяти метров. Также нужно работать над приемом жестких передач. 

Если в твоем направлении исполнят сильный удар щекой низом, то такой удар, на расстоянии, скажем десяти метров от точки удара вы должны принять так, чтобы мяч прилип к принимающей ноге.

О семи видах ударов я говорил: удар щекой, обводящий удар внутренней частью стопы, удар шведой, удар подъемом, удар классикой, удар с контрового наката и самый популярный удар полуподъемом.

Нужно шлифовать до блеска удар головой в прыжке: с поворотом головы, скользящий удар и удар в противоход вратарю, затем эти же три вида удара без отрыва ног от газона. Также не будет вредно тренировать удар головой в горизонтальном прыжке. Нужно овладеть тремя основными видами подката.

Владеть такими финтами, как: одинарный, двойной переступы, между которыми огромная разница в исполнении, главное обманное движение, проброс мяча мимо одного плеча соперника и оббегание  этого соперника с мимо другого плеча, под себя, ложный замах, финт Зидана, финт Кройфа, финт радуга. И еще несколько финтов, чтобы иметь в своем арсенале дюжину отшлифованных до блеска финтов.

Также нужно работать над двуногостью по принципу: нерабочая нога должна выполнять семьдесят процентов того, что делает рабочая нога. Далее. Нужно работать над силой удара, шлифуя до совершенства технику удара. Запомните, сила удара это прежде всего, безукоризненная техника исполнения его!

Еще нужно владеть в совершенстве дальними и сверхдальними диагоналями с обычной траекторий полета мяча и плассером. Это означает не только возможность передачи мяча на сверхдальние расстояния, но и точность таких передач. Т.е, нужно работать над кастинговыми характеристиками своей культуры паса.

Резко увеличивает эффективность тренировок работа с ассистентом. Вечерами на диване или в кресле или на стуле нужно заниматься статической тренировкой - визуализацией исполнения технических элементов. Также нужно работать вечером над фотографической памятью и скоростью мышления.

Ежедневно нужно работать с таблицами Шульте, а также активно пользоваться приложением в андроиде "Soccer trainer" для умения принимать решения еще до приема мяча.

Индивидуальным тренировкам нужно уделять в неделю, минимум, 18 часов. Понимаю, что при изнуряющих и малополезных официальных тренировках, выйти на эту цифру практически невозможно. Но, к ней нужно стремиться.

Для того, чтобы не ограничивать свою эрудицию уровнем жителя мегаполиса, необходимо систематически овладевать наукой выживания. Чтобы уметь определять части света без компаса и уметь ловить рыбу с помощью свитера и женской сережки, уметь добывать воду, опреснять воду, разводить костер и т.д.

Также необходимо не забывать об общекультурном уровне, овладевая базовыми знаниями, живописи, архитектуры, классической музыки, джаза, классической литературы, в том числе современной и т.д. Это все нужно для того, чтобы, во-первых, уметь говорить, а во-вторых, не бэкать и не мэкать, когда у тебя берут интервью. 

А теперь скажите мне на милость, дорогие мои, вы найдете время на все то, что я перечислил, если не будете забывать о тусовках, днях рождения, компе, телевизоре и т.д.?

Теперь вы понимаете, что уровень футбольного Мастера это уровень единиц из миллионов? Вы понимаете, что должны отказывать себе во всем, кроме еды? И даже еда должна быть строго нормирована. Да, высший кайф требует высшей цены.

Не зря мой знакомый, президент детско-юношеской футзальной лиги Украины, сказал по поводу моей футбольной философии так: "Это же футбольный Шао-Линь". А что такое, ребята Шао-Линь? Вы прекрасно знаете, что это монастырь, где монахи - истинные Мастера рукопашного боя и глубокие мыслители. Они - отшельники.

Аналогично и в футболе. Если ты не отрекся от бытовых соблазнов, то об уровне футбольного Мастера можешь даже не мечтать. 

И не впадайте в депрессию, если поймете, что жертвенность не для вас, отказ от мирских соблазнов не для вас. Вы просто должны понимать, что это удел единиц, которых я еще не видел и не слышал, но, возможно, такой в футболе человек, рано или поздно, но появится. 

Ведь для подавляющего большинства футболистов уровень Месси или Роналду это вершина всего: и мастерства и удовольствия от достигнутого и заработанных денег. Но, эта статья и ролик были не об этом уровне, а о намного более высоком.

Для того, чтобы стать на тропинку, ведущую к желанному уровню игры, и идти по ней, нужно понимать, ради чего ты пойдешь на тотальную аскезу. Если ты этого не понимаешь, то твой заветный уровень это Неймар, Месси, Роналду и т.д.

Извините, ребята, за длинный ролик и статью. Так уж получилось.

вторник, 15 февраля 2022 г.

Комбинации в футболе

 


                      Комбинации в футболе



Я уже высказывался на эту тему. Но, так как многие Подписчики и гости канала с упорством, достойным другого применения, постоянно применяют термин "комбинация", решил высказаться еще раз. Постараюсь высказаться настолько понятно, чтобы больше не возвращаться к этому термину.

Футбол и понятие "комбинация" практически не пересекаются, за редкими исключениями. Итак, начнем с понятия "комбинация". Приведу определение комбинации в шахматах, так как это ближе всего к футболу. Не зря футбол называют динамическими шахматами. 

Комбинация это форсированный вариант с использованием различных тактических приёмов. Вы понимаете, что такое форсированный вариант? Это когда соперник не может помешать ходам авторов комбинации и лишь пытается безуспешно противодействовать ей.

Что касается тактических приемов, то это может быть что угодно: выход в свободную зону, разрезающая передача, игра в стенку, пас назад под удар и т.д. Комбинация подразумевает несколько форсированных ходов.

Стенка не может быть комбинацией, а лишь тактическим или просто техническим приемом, так как для ее реализации необходимо сделать только два хода - пас партнеру и получение от него паса в одно касание.

О нескольких, допустим трех, а тем более четырех и более форсированных передач в футболе можно только мечтать. Поэтому, когда журналисты говорят о комбинации, меня начинает подташнивать.

На самом деле, то, о чем говорят журналисты или телекомментаторы это набор импровизированных и часто случайных действий, в результате которых атака завершается успешно. Иногда действия футболистов не случайны, а ожидаемы, но вероятность успешного исполнения того или иного хода не такая уже и высокая.

Я воспитан на шахматах, и мое отношение к понятию "комбинация" более строгое, нежели у других. Поэтому я скептически отношусь к озвучиванию действий футболистов в виде понятия "комбинация".

Знаете, где можно всерьез говорить о комбинации в футболе? Это при розыгрыше стандартов, когда команда до блеска отшлифовала очередную домашнюю заготовку. 

Например. Мяч установлен для исполнения штрафного удара прямо по центру перед воротами соперника, в пяти метрах от дуги штрафной. Иванов имитирует удар со штрафного, но на самом деле он пробегает мимо мяча в сторону - направо от стенки. Петров тоже делает вид, что бьет, но на самом деле он отдает передачу Иванову направо.

Тот в одно касание направляет мяч налево на фланг Сидорову. Последний, чуть продвинувшись вперед по флангу, не делает прострел или навес, а делает диагональный пас назад под удар Козлову. Последний завершает комбинацию своим ударом.

Такую заготовку гарантированно исполнить невозможно, так как, например, возле Козлова, абсолютно случайно, может оказаться соперник, и завершающего удара не последует. Такие же случайности могут быть в каждом звене комбинации.

Но, при блестящем владении этой четырехходовкой, вероятность успешного завершения ее значительно выше пакета других случайных импровизированных четырех ходов при розыгрыше штрафного. Почему выше?

Давайте рассуждать. После того, как Иванов, показывая всем своим видом, что бьет по воротам, а на самом деле пробегает мимо мяча, куда будет направлено внимание соперника?

Правильно. На того, кто бежит за ним, на Петрова, который, по мнению соперника и по здравой логике, будет уже точно бить по воротам. А теперь вопрос.

Много ли внимания соперники будут уделять Иванову, который пробежал мимо мяча и сместился на правый фланг, точнее чуть правее стенки? Ответ очевиден. Конечно же - нет!

Все соперники, во все глаза, будут смотреть на Петрова и его разбег. Если сравнить вероятности удара и передачи мяча Иванову, то это будет, как 98% к 2%. Именно поэтому, вряд ли кто-то из соперников приклеится к Иванову, после того, как он пробежит мимо мяча, установленного на точке штрафного.

Другими словами, первые два хода практически стопроцентно форсированны. Согласны? Это пробег мимо мяча, которому никто не сможет помешать и пас Иванову, который никто не ожидает.

Остается рассмотреть еще два хода этой комбинации. Когда соперники увидят, пробежку мимо мяча, затем ожидание удара, но вместо этого неожиданный пас направо, то они, все, как один направят свой взор на Иванова.

Более того, правофланговый защитник, как и правый центральный защитник, хоть и не значительно, но начнут смещаться в сторону своего левого фланга, так как, по их мнению и по здравой логике, будет либо удар по воротам, либо, какие-то другие действия атакующей стороны на своем правом фланге. 

Именно эти соображения дают повод считать, что пас с правого фланга Ивановым на левый Сидорову, с большой вероятностью, может быть успешным. Итак, мяч принимает Сидоров, где-то, в двух-трех метрах от угла штрафной со стороны линии ворот.

Далее Сидоров будет атакован правым защитником соперника. Не доводя ситуацию до контактной борьбы за мяч, Сидоров продвинется с мячом к линии ворот соперника на несколько метров, а затем, всем своим видом покажет, что будет делать навес или прострел в штрафную площадку.

Сам же, привычным движением, отшлифованным на тренировке, пошлет мяч в центральную полосу, в точку, отстоящую от дуги штрафной на пару метров. Возможно, там будет находится кто-то из обороняющейся команды. Тогда задумка может провалиться.

Но, это игра, и никто ничего не может никому гарантировать. Но, с вероятностью в 70-80 процентов, как я считаю, точка-адрес третьего паса будет свободной. И если так случиться, то у Козлова будет прекрасная возможность нанести удар с 22-23 метров. 

Все шаги этой четырехшаговой задумки, с большой вероятностью, можно назвать форсированными. А если так, то и саму задумку можно смело назвать комбинацией. 

Приведу еще один пример комбинации в футболе, которую неоднократно демонстрировали киевские динамовцы в свой золотой период середины семидесятых прошлого столетия. Буряк подавал угловой с левого фланга и посылал мяч на четыре-пять метров за дальнюю стойку ворот, где эту адресную верховую передачу встречал, если не ошибаюсь, Блохин, который уже головой переправлял мяч на линию вратарской площадки, где кто-то третий замыкал верховую передачу от Блохина ударом головой в рамку.

Замысел не ахти какой, но логика в нем есть. Так что две передачи и удар вполне можно назвать форсированными.

А если мяч у Иванова, который бежит по правому флангу, и который делает поперечную передачу в центр Петрову, который, в свою очередь, проспал передачу и не дотянулся до мяча. Далее, мяч долетел до левого фланга, где его подхватил Сидоров уже набравший достаточно высокую скорость.

Сидоров прошел по левому флангу и сделал прострел вдоль ворот, адресуя мяч Иванову, готовому замыкать передачу у дальней стойки и находящемуся в сантиметрах от положения вне игры. Но, Петров и этот момент проспал, подумав, что именно ему нужно заканчивать атаку. 

Он сделал рывок в сторону траектории полета мяча и выбросился в полушпагате. Оказалось, что он опередил защитника. Блестящая комбинация! - воскликнет телекомментатор. Прекрасная трехходовка! - воскликнут спортивные журналисты. 

А меня после таких слов, сразу начнет тошнить, так как никакой комбинации не было, а было две грубых ошибки Петрова. Точнее, была одна грубая ошибка Петрова. А вторая ошибка - это, пожалуй, все же, не ошибка, а недоразумение, которое привело к взятию ворот. Ведь пас-то был Иванову, а не Петрову. И лишь неожиданная прыть последнего привела ко взятию ворот.

Подобных ситуаций в футболе было, есть и будет миллион. Для того, чтобы телекомментаторы образовывали болельщиков, они должны говорить правду, а не выдавать желаемое за действительное.

Вот почему я этих услужливых господ не очень люблю, мягко говоря. Работники микрофона, удар, в результате которого мяч летит на два метра выше ворот называют прекрасным ударом. Чем они руководствуются? Сказать вам, чем?

Они руководствуются жгучим желанием полететь в Европу за чужой счет. Другими словами, они хотят попасть в пул, т.е. в состав делегации от футбольного клуба, который летит на игру в Европу. А в этот состав попадают пару человек из федерации футбола, пару журналистов и т.д.

И если телекомментатор будет критиковать игру известного клуба, то пул ему вряд ли будет светить. А теперь ответьте мне на вопрос. Любит ли телекомментатор футбол или себя в футболе? 



четверг, 10 февраля 2022 г.

Принципы в футболе

 



                         Принципы в футболе



Идея написания этой статьи родилась в процессе завершения написания другой статьи. Принципы в футболе это непаханое поле для тренеров и для футболистов.

Давайте рассмотрим неожиданный для многих сценарий, когда идет дождь. Как известно в процессе круговорота воды в природе активную фазу его занимает дождь.

Давайте поговорим о том, как вести себя человеку, когда пошел дождь. Как известно, сам факт дождя, в большинстве случаев негативно влияет на психологическое и физическое состояние человека.

Например. Дождь, особенно холодный может привести к простуде и даже воспалению легких, если человек не защищен от дождя и промок до нитки.

Кроме того, у человека в руках могут быть документы, которые некуда спрятать, могут быть вещи, например часы или гаджет, которые боятся воды и т.д. Еще раз повторю, что дождь это в большинстве случаев для человека вызывает дискомфорт.

Как вести себя человеку когда начался дождь? Здесь количество вариантов бесконечно, так как дождь может быть мелким, средней силы, ливнем, ливнем с градом, с громом и молнией, в лесу, в поле, у воды, под навесом, под зонтиком, с ветром или без него, когда потоки воды преграждают путь и многое другое.

Как вы думаете, ребята, можно ли учесть все варианты, связанные с дождем? Правда, это невозможно? А если так, то что делать? Выход здесь только один - разработать принципы поведения человека во время дождя.

Принципов не может быть бесконечное множество, как правило их несколько, максимум до десятка, а это, как известно, намного меньше бесконечного количества вариантов поведения во время дождя.

Хотите услышать эти принципы? А самим их вывести слабо? Если нет желания, то давайте это сделаем вместе. Вот главные принципы от вашего покорного слуги:

1. Нужно изолировать себя от капель дождя с помощью зонтика, естественного или искусственного козырька над головой, куска непромокаемого материала над головой и плечами, что уменьшит влияние дождя на человека.

2. Так как частенько дождь сопровождается грозой, необходимо быть начеку, и если гроза действительно имеет место, не приближаться к деревьям, различным столбам и другим высоким конструкциям.

3. Обращать внимание на характер дождя. Если у вас нет никакой защиты, и вам нужно идти на большое расстояние, а в данный момент вы находитесь под каким-то козырьком, то, если вы видите, что характер дождя такой, что он видится затяжным, а вы торопитесь, то нет смысла ожидать окончания.

Во-первых, потеряете кучу времени. Во-вторых, все равно будете мокрыми. Лучше сразу поспешить к точке назначения. 

Если дождь имеет характер ливня, то есть большая вероятность, что вскоре он прекратится, и есть смысл подождать его окончания.

4. Если вам предстоит путь по огромным лужам, а сухие участки пути не просматриваются, то вы должны принять решение, в зависимости от качества вашей обуви.

Если обувь не представляет для вас ценности, то можно смело идти по лужам. Если же обувь дорогая, тем более, которая боится влаги, то есть смысл ее снять, завернуть в кулек и пойти к точке назначения босиком. Последнее стоит делать тогда, когда вы уверены, что не пойдете по битому стеклу, которое скрывает вода.

5. Если при вас дорогой гаджет, боящийся воды или важный документ, то рекомендую всегда иметь при себе небольшой полиэтиленовый пакет. Он занимает мало места, но бесценен при дожде.

6. Если во время дождя молния попала в ближайшее дерево, то не спешите убегать с этого места, так как можете быть подвергнуты пошаговому напряжению, которое вас убьет. Как бы вы ни были напуганы, как бы вам страшно не было, ни в коем случае, не бежите и не уходите сразу. Лучше постойте одну минуту.

Я не нашел ни одного нормативного документа, где бы указывалось время действия пошагового напряжения после удара молнии. После удара молнии нужно, либо отпрыгивать как можно дальше от этого места на одной ноге или уходить от него подальше очень и очень маленькими шажками, буквально сантиметровыми, чтобы расстояние между ступнями ног было минимальным. Но, еще раз повторю, что лучше всего постоять одну минуту.

Я не буду расписывать физику пошагового напряжения. Просто поверьте на слово. Возможно, мой совет кому-то спасет жизнь. Это не шутка. Ваш широкий шаг после попадания молнии в близстоящее дерево или столб, и вы - покойник. Электричеству все равно, кто делает этот широкий шаг: пенсионер или пионер, ветеран или подросток, пятилетняя девочка или бабушка. Будьте осторожны, сосредоточены и хладнокровны, когда перемещаетесь в дождь.

Не долго особенно думая, я вам привел, в качестве примера, принципы поведения человека во время дождя. Если люди будут пользоваться этими принципами, то подавляющее большинство их получат минимальное воздействие на свое здоровье и психологический настрой.

Аналогично, ребята, и с футболом. Разных ситуаций в футболе превеликое множество. Я мало ошибусь, если скажу, что бесконечное количество. Понятно, что несколькими принципами мы не сможем управлять и контролировать такое количество ситуаций.

Поэтому принципов в футболе не несколько, а намного больше. Но, все равно, их можно перечислить. Эти принципы контролируют каждый свою сферу, свой сегмент.

Например. Есть принципы проведения тренировочного процесса. Я вывел для себя около двух десятков таких принципов.

Есть принципы ведения игры. Т.е. те правила, те законы, которые оптимизируют игру в процессе матча. В их число входят также принципы взаимоотношений тренера и футболистов с одной стороны и судей и футболистов - с другой. Заметьте, что речь идет об игре.

Третий пакет принципов касается взаимоотношений тренера и футболистов. Четвертый пакет принципов касается работы по самосовершенствованию футболистов.

Пятый пакет принципов помогает правильно общаться с болельщиками, журналистами и другими людьми, осуществляющими внешнее воздействие на команду.

Шестой пакет принципов оптимизирует работу по тестированию футболистов - безальтернативную и безоговорочную часть тренировочного процесса команды.

Седьмой пакет принципов делает работу по кристаллизации внутрикомандной атмосферы максимально эффективной. Раскрыть в этой статье и ролике все семь пакетов не представляется возможным из-за огромного объема информации.

Да это и не нужно. Для меня главное, чтобы молодые и не очень тренеры понимали, что без принципиальной базы их деятельности они далеко не уедут в плане ее успешности. Но, чтобы вы меня лучше поняли, озвучу несколько принципов из пакета контролирующего тренировочный процесс.

Для того, чтобы тренировочный процесс был максимально эффективным, ваш покорный слуга вывел для себя 23 принципа проведения тренировочного процесса. Чтобы не перегружать ролик и статью озвучу только десять принципов, чтобы вы понимали, о чем идет речь, когда я говорю о принципиальной базе тренировочного процесса.

1. Минимум, 30% времени разминки должно быть посвящено голеностопу. Суставная гимнастика должна занимать также, не менее 30% времени разминки. Разминка должна занимать около десяти процентов времени тренировки.

2. Любые указания тренера должна исполняться незамедлительно и оспариваться только после тренировки в приватной беседе с тренером.

3. Любые нарушения спортивного режима будут восприниматься, как оскорбление, нанесенное всей команде. Такому игроку будет сделано первое и последнее предупреждение. Игрок, нарушивший режим повторно, будет незамедлительно изгнан из команды, даже если у него будет в активе тысячу золотых мячей и бутс. 

Нарушитель спортивного режима - инородное тело в команде, которое разлагает других или способствует этому. Такие игроки - опаснее болезни. Именно поэтому, они будут изгоняться из команды незамедлительно со скоростью и звуком вылетающей пробки из бутылки с шампанским, вместе со своими регалиями, если они есть.


В контракте будет ясно и четко все прописано по этому поводу. Футболисту будет предоставлен час на сборы личного имущества и освобождения территории футбольного клуба от своей личности.

4. Обязательный сегмент послематчевой тренировки - работа над ошибками, сделанными в прошедшем матче. Эта работа будет "двухэтажной". Первый этаж - индивидуальная работа над техническими пробелами. Второй - огрехи в командной игре, где могут быть задействованы несколько футболистов, вплоть до полного состава.

5. Тренировка для футболиста возможна только в состоянии приподнятого духа. Любая депрессия, упаднические настроения, хандра, выявленные тренером, обязует последнего отправить футболиста домой.

 Причина? Тренировка в состоянии угнетенного духа бесполезна априори. А если так, то нет смысла тратить время и энергию на этого футболиста. Более того, футболист в подобном состоянии будет только вредить при выполнении упражнений, где задействованы несколько футболистов.

6. 90% "физики" добывается в процессе шлифовки техники. Это основополагающий принцип футбола будущего.

7. Принцип натяжения струны. Слабо натянутая струна - не звучит, а сильно натянутая - рвется. Никаких перегрузок на тренировках.

8. Все упражнения должны быть максимально приближены к "боевым действиям". Квадраты, и другие нежизненные элементы тренировок будут только в распоряжении других команд. Тупая "двухсторонка" также не будет в почете из-за плинтусной ответственности за свои действия.

Групповые противостояния на тренировках будут обязательно, но они будут иметь тематический и специальный характер.

9. Самое мощное и эффективное оружие против костоломов и откровенных футбольных хулиганов - быстрота мышления и подвижность, владение искусством амплуального маневрирования, умелая игра в одно касание. Быстроте мышления будет уделяться внимание на КАЖДОЙ тренировке.

10. Предела росту индивидуальных игровых кондиций не существует! Тренировочный процесс, как и контракт, будет составлен таким образом, чтобы стимулировать футболиста работать над собой и никогда не останавливаться в этом процессе. 

Если футболисту облом продолжать расти индивидуально и командно, он имеет полное право уйти из команды, предварительно сообщив о своем решении за неделю. Кстати, это хороший индикатор истинности любви к футболу.


 Футболист, который любит футбол всем сердцем, всей душой, каждой клеточкой своей, никогда не будет почивать на лаврах. Таких в футболе - единицы. К великому сожалению, большинство футболистов, любят не футбол, а себя бесценных в футболе. Им только кажется, что они любят футбол.


Если футболист, какими бы регалиями он не был бы обвешан, действительно любит футбол, то обязательно решит проблему своей одноногости. Комментарии здесь, как Вы понимаете, уважаемый Читатель, излишни.

Если бы я привел здесь все 23 принципа проведения тренировок, то статья и ролик были бы явно перегружены. Теперь, надеюсь, вы понимаете, насколько важна принципиальная база в любом сегменте футбольной деятельности.

Свод принципов это та несущая конструкция, которая не позволит развалиться, рассыпаться успешному тренировочному процессу или успешной игровой деятельности, или правильным взаимоотношениям между тренером и игроками.

Чем бы вы ни занимались, например индивидуальными тренировками, всегда, в первую очередь продумайте принципы такой работы. А когда они будут, сама работа уже не будет давать сбоев. Она будет максимально эффективной.

Знаю, что от меня ждали озвучивания принципов ведения атаки, контратаки, обороны, выхода из обороны и др. Но, как выяснилось ролик не резиновый. К тому же, информация после 15 минут воспринимается очень плохо.

Вывод. Придется выложить еще один ролик. Он будет называться "Принципы в футболе - 2". Там я поверхностно, но остановлюсь уже на атаке, контратаке, обороне и т.д. Повторяю. Остановлюсь поверхностно, так как проанализировать эту тему в полном объеме можно будет только в книге, которую я обязательно напишу, если Господь будет благосклонным и даст мне время на эту работу.

Пока я писал эту статью, книгу я уже закончил. Правда, нужно будет дополнить ее игровыми принципами, о которых сказал мало.



понедельник, 7 февраля 2022 г.

Тактическое мышление

 


                   Тактическое мышление




Подписчик канала прислал мне письмо с просьбой. Вот эта просьба.

"Добрый день Александр, никак не могу разобраться какая разница между "тактическим мышлением" и "пространственно-временым ориентированием (ПВО)". Когда начинаю углублятся, то мне одновременно кажется что это одно и то же, и не одно и то же.

Пожалуйста, помогите разобраться. 

Вот скину вам информацию, может я здесь где-то ошибаюсь:

🔷[ ТАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ]
Это фундамент, это основа основ. Если ты понимаешь игру, то твои решения будут практически мгновенными. 

Тактическое мышление - это:

1. Способность понять, стоит ли играть на обострение передачей в разрез и вообще вперед или необходимо удерживать мяч, с целью передышки или с целью поиска лучшего варианта для прорыва обороны соперника.

2. Способность понять, стоит ли брать игру на себя или необходимо передать мяч партнерам.

3. Знание тех партнеров, которые умеют читать твои мысли, что влияет на возможность создания комбинации.

4. Умение правильно расставить приоритеты между обостряющей передачей и возможным ударом.

5. Знание тех партнеров, которые наверняка пойдут на добивание после твоего удара и тех, кто проигнорирует это действие.

6. Знание, когда правомочна передача назад, а когда - нет.

7. Святая обязанность помогать партнеру, если сил у него нет, а у тебя еще есть, хоть маленький, но запас прочности в плане выносливости.

8. Понимание того, насколько нужно опуститься в оборону тебе, при перехвате мяча соперником, в зависимости от характера контратаки (другими словами, понимание того, захлебнется ли контратака соперника быстро или у нее есть перспектива).

9. Всяческая экономия энергии, в зависимости от характера ведения игры твоей команды и игры соперника.

10. Убежденность в том, что жесткая передача почти всегда эффективнее сопливой.

11. Умение делать передачи на ход так, чтобы партнер не терял ни одной миллисекунды на обработку мяча.

12. Убежденность в том, что количество ударов со средней дистанции во сто крат эффективнее такого же количества тупо-слепых навесов в штрафную соперника.

13. Убежденность в том, что удары с дальней дистанции это мощное психологическое оружие против голкипера соперника.

14. Убежденность в том, что нет в футболе более опасных ударов, нежели удары с контрового наката и понимание того, что центральные защитники это полноценные участники атаки, которые могут быть использованы, как исполнители ударов с контрового наката.

15. Приоритетность точных и жестких передач по отношению к контактной борьбе.

16. Железобетонная убежденность в том, что в футболе решает не сила и скорость, а мозг и техника.

17. Глубокая убежденность в том, что любая атака должна заканчиваться акцентированным ударом по воротам, а не навесом в расчете на авось.

18. Глубокая убежденность в том, что удар ногой, как завершение розыгрыша углового удара это приоритетнее навеса в толпу, в расчете на все то же "Авось".

Если вы, обратите внимание на все пункты, то будете понимать игру лучше. И еще. Опыт, опыт и еще тысячу раз опыт сделает вас более глубоким знатоком игры.
Анализируйте игру своих коллег по амплуа из других команд. А также анализируйте игры других команд в целом. Главное - иметь список критериев оценки игры, как индивидуальной, так и командной. 
Техника, скорость мышления и понимание игры это те три кита, которые вынесут вас на абсолютно новый уровень.



 🔷 [ ПРОСТРАНСТВЕННО - ВРЕМЕННОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ ]
Это обширное понимание игры, скорость вашей адаптации во время игрового матча. Способность манипулировать игрой, с помощью глубокого мышления, и своих способностей. А это:

1. Рейтинговое расположение партнеров в своей голове, которое помогает понять:
1.1. Кто может, а кто не может принять передачу той или иной сложности.
1.2. Кто может, а кто не может ударить по воротам с той или иной позиции.
1.3. Кто может, а кто не может предугадать твои действия после передачи ему паса, если ты ожидаешь от него передачи именно тебе.
1.4. Кто может, а кто не может предугадать твой замысел.
1.5. Получишь ли ты передачу, если рывком предложишь себя в свободной зоне.
1.6 Анализ всего поля, включая оружие противников, и товарищей, чтобы определить лучшую игру.
1.7 Расстановка: считывание сильных сторон своего оппонента, а также позиции других игроков на поле, расставляется таким образом, чтобы предсказать и ответить на все, что они решат сделать.
1.8. Контроль и манипулирование тем, что думает противник. Выявляя сильные и слабые стороны каждого игрока на поле. Используя свои способности против противника, или сделать это объединив свои сильные стороны с сильными сторонами своей команды.
1.9. Использовать своих товарищей для обмана, и обводки противника(ов).
2. Способность виденья свободных пространств, и поля в целом. Для эффективного использования против противника (захват территории).
2.1. Стягивания противников в свою зону, что бы освободить пространство для товарищей.
2.2. Способность видеть когда твой товарищ стягивает на себя противников, что бы в нужный момент открыться в свободном пространстве поля." - ну ты и нагородил огород, мил человек!

Не знаю, почему (сообщение я получил не позднее двух месяцев назад - скорее всего забыл), но имя автора просьбы не назвал. Может быть, сообщение было приватным? Кто его знает, уже не помню.

А теперь по сути просьбы. Само понятие "Тактическое мышление", дорогие мои ребята, это бред сивой кобылы. Не ваша вина и не вина автора просьбы в том, что вы применяете это понятие.

Когда-то, очень давно, так называемые футбольные ученые и практики, будучи безграмотными людьми, ввели это понятие в футбольный обиход. Почему безграмотными? Почему я оскорбляю людей? 

Эти вопросы мне точно зададут мои оппоненты. Ну что же, отвечу. Во-первых, я не оскорбляю никого, а констатирую факт, который заключается в том, что во-первых: говорить о тактике отдельно от ее источника возникновения - стратегии это публично проявлять свою безграмотность.

Тактика без стратегии существовать не может. Говорю это уже в миллионный раз. Изучайте материалы моего канала. Если не согласны - пишите - подискутируем.

Тактика - инструмент стратегии. Понимаете? Инструмент! Как можно говорить о скальпеле не упоминая хирурга? Как можно говорить об электроде, не упоминая сварщика? Как можно говорить о смычке, не упоминая музыканта?

Тактическое мышление может и должно быть только у тренера и ни у кого больше, кроме тренера! Если до кого-то моя мысль не дошла, попробую ее еще раз повторить. Тактическим мышлением должен обладать только тренер, и никого кроме тренера.

Почему? Потому, что стратегию на матч разрабатывает тренер. Во всяком случае, должен разрабатывать. В современном футболе этого практически нет, но это совсем не означает, что этого не должно быть.

Первое, что делает тренер, начиная думать о предстоящем матче, это задает себе естественный и главный вопрос: как победить? Ответ на этот вопрос и является стратегическим решением.

Далее, тренер задает себе следующий и не менее важный вопрос: за счет чего реализовать стратегическое решение? Ответ на этот вопрос и является тактическим решением, которое обслуживает стратегическое решение.

Теперь вы понимаете, почему тактическое мышление у футболиста я назвал бредом сивой кобылы? Еще не поняли? Тогда приведу пример.

Перед игрой тренер собирает игроков и говорит им следующее: "Завтра стратегией на игру будет интенсивный обстрел ворот соперника со средних дистанций. Вратарь у соперника не блещет мастерством, и такая стратегия должна принести свои плоды.

Тактическим решением будет создание свободных зон перед штрафной соперника, с помощью увода защитников на фланг, а также с помощью фланговых прорывов с последующими диагональными передачами назад в центральную полосу перед штрафной или на полуфланги с последующими ударами в рамку.

Левофланговые игроки - Иванов и Петров, как и правофланговые - Сидоров и Козлов - вы поняли вашу задачу? По возможности, предлагая себя уходите к самой бровке, растягивая этим оборону и создавая в центре свободные зоны.

Если же вы прорываете оборону по флангу, то не делайте тупо-слепые навесы в толпу в штрафной, а ищите партнера перед штрафной соперника и делайте туда диагональные передачи для последующего удара.

Всем нападающим - Капустину, Морозову и Легачеву быть на готове, когда вы находитесь непосредственно близко к линии штрафной соперника. Как только вы увидели замах вашего партнера, с целью ударить по воротам, сразу же делайте рывок на добивание. Для вас это обязательная программа, которая не обсуждается.

Большая часть ударной нагрузки придется на полузащиту и центральных защитников. В течение одного тайма я хочу увидеть, минимум, двадцать ударов в сторону ворот, и очень бы хотелось, чтобы большая их часть попала в рамку ворот соперника. Вот и все мои инструкции на завтрашнюю игру". - это один из вариантов инструктажа тренера своих подопечных.

А теперь ответьте мне на простой вопрос. При чем тут тактическое мышление футболистов? Все тактические нюансы тренер рассказал игрокам поамплуально. Так нужно ли иметь тактическое мышление игроку, если до него тренер просто обязан доносить перед игрой избранную стратегию и тактику на игру?

Теперь понятно, почему  словосочетание "тактическое мышление футболиста" я называю бредом сивой кобылы? Футболисту в этом плане думать не нужно. За него думает тренер!

А все то, о чем ты пишешь, дорогой мой многоуважаемый автор просьбы, это называется искусством амплуального маневрирования. Современная, так называемая тактика в футболе это не что иное, как амплуальное маневрирование.

И если весь футбольный мир называет амплуальное маневрирование тактикой, то я этого точно делать не буду. Я - не обезьяна и не попугай, чтобы повторять то, что делают все во всем мире. У меня есть голова на плечах, которая, как ни странно может показаться для кого-то, мыслит.

Если весь мир пойдет вешаться, то я точно веревку с мылом брать с собой не буду. Да, честно признаюсь, что меня напрягает тот факт, что со всех сторон, от всех футбольных специалистов, журналистов, тренеров, болельщиков я слышу слово "тактика" без упоминания ее источника - стратегии.

Я даже запаха стратегии не слышу. Но, времена смуты в футболе пройдут. Это неизбежно. И тогда на первый план выйдут логика, здравый смысл и элементарная образованность. Когда это будет? Не знаю. Я - не Пророк.

В завершение, хочу порекомендовать всем слушающим и читающим этот материал, еще раз прочитать и прослушать саму просьбу, которая пришла ко мне. Там вы, как в зеркале, увидите современный футбол, сможете уловить мысли футболистов на поле, где явно видно, что думающий игрок понятия не имеет, какая стратегия выбрана его тренером на матч, и какая тактика обслуживает это стратегическое решение.

Когда умирает один человек - это трагедия. Когда умирают миллионы - это статистика. Аналогично и в футболе. Когда тренер понятия не имеет, что такое стратегия на игру и что такое обслуживающая эту стратегию тактика, то это беда.

А когда такого понятия не имеют 99,9% тренеров, то это уже не беда, а реалии современного футбола.




четверг, 3 февраля 2022 г.

Обучение футболистов

 



                        Обучение футболистов



Это неожиданная и очень важная тема, особенно для тренеров. Такого я никогда никому не говорил, но понял, что пришло время, ознакомить с этой информацией не только своих учеников, но и всех тренеров, которые имеют амбиции не пасти задних, а сделать себе имя в мировом футболе.

Речь пойдет о технологии обучения футболистов основам футбольной техники. Заметьте, ребята. Я не говорю о высоком или очень высоком уровне владения футбольной техникой. Я буду говорить лишь об основах.

Согласитесь, глупо обучать кого-то тончайшим нюансам техники, если субъект обучения не владеет базовыми техническими элементами. И это касается не только игроков колхоза "Луч" или игроков второй национальной лиги. Это касается, также, игроков премьер-лиг.

Я уже приводил примеры и повторяться не буду. Просто поверьте на слово, что игроки не только премьер-лиг, но и игроки ТОП-команд Европы страдают серьезными пробелами в своей технической подготовке.

Почему это устраивает их тренеров и почему сами игроки не горят желанием устранять свои технические недоработки говорить не буду. Это не тема настоящего разговора. Я просто констатирую факт.

Начну с того, что технология подготовки футболистов, равно, как и технология создания команды не выдерживают никакой критики. О структуре современной тренировки высказываться не буду, так как я это делал неоднократно.

Если просто сказать, то это не тренировка, а ее карикатура. В этих всех тренировках я не вижу главного - обучения тренерами футболистов технике. А если так, то пусть об этих Авгиевых конюшнях говорят начинающие и великие, тупые и умные, пусть обсуждают современный тренировочный процесс самые авторитетные спецы современного футбола, но без меня. 

Извините меня за грубое слово, но для меня современная традиционная тренировка, вне зависимости от того, кто ее проводит - блевотина. Другого слова я подобрать не могу.

А теперь перейду к конкретике. Несколько слов об изучении технического элемента. Допустим, что тренер обучает своих воспитанников главному обманному движению или пасу и удару шведой. Какой именно конкретный технический элемент является предметом обучения - абсолютно неважно.

Обучение должно происходить по принципу "step by step". Т.е. шаг за шагом.

Процесс обучения подразумевает пять главных шагов:

1. Объяснение предназначения разучиваемого технического элемента.

2. Демонстрация технического элемента без мяча с подробным объяснением каждого движения, с последующим повторением учениками.

3. Демонстрация технического элемента с мячом, но в очень медленном темпе, с последующим повторением учениками.

4. Демонстрация технического элемента в темпе реальной игры, с последующим повторением учениками.

5. Демонстрация технического элемента в темпе реальной игры и с противодействием, с последующим повторением учениками.

Когда все эти этапы футболист успешно проходит, то дальше вступает в силу Главный принцип поддержания игровых кондиций футболиста.

Что за принцип? У каждого технического элемента есть матрица - матрица мышечной памяти. Ключевой фундаментальный принцип поддержания игровых кондиций футболиста - это сохранение матрицы мышечной памяти, как минимум, всех базовых технических элементов.

Как этого достичь? Повторением, ребята, повторением. Многое зависит от уровня талантливости игрока. Если футболист талантлив, то повторение будет чисто символическим, но будет! Если же у футболиста талантов немного, то придется иметь значительное количество повторений, чтобы мышечная память не сдулась, как детский шарик.

А теперь перейду к важнейшей части того, что хочу сказать. Повторение это не панацея. Давайте представим вариант, что игрок... нет, не так. Давайте разберемся, что такое автоматизм.

Автоматизм в действиях игрока, это когда он не думает о том, как исполнить технический элемент, а просто его исполняет. Скажите, вы думаете о том, как правильно взять вилку или нож, приступая к поеданию приготовленного? Думаете или нет? Конечно нет! Вы это делаете автоматически.

Аналогично и футболист. Если он довел до автоматизма исполнение какого-то технического элемента, то он это делает не задумываясь о своих действиях. А теперь главный вопрос: автоматизм это вершина исполнительского мастерства или нет? 

Как вы думаете? Сразу скажу, что нет. Это далеко не так. Представьте, что футболист понял, как правильно исполнять ТЭ, затем он закрепил свое умение и довел его до автоматизма. В этом случае, его исполнение близко к высокому и даже очень высокому уровню исполнения.

Но, есть и другой вариант. Футболист не совсем правильно понял, как исполняется ТЭ, закрепил свое неправильное исполнение и довел его до уровня автоматизма.

Допустим, что игрок не понял природы уступающего движения при приеме жесткой передачи. У него при приеме сильного паса мяч отскакивал от принимающей ноги на метр.

Далее он многократно повторял исполнение этого ТЭ и, в конце концов, довел его исполнение до автоматизма. Что это означает? Это означает то, что при приеме жесткой передачи он никогда не сможет принять мяч правильно, и у него мяч будет отскакивать на метр.

Да, он не будет думать, как исполнить прием, так как довел исполнение до уровня автоматизма. Но, чуда не случится. У него мяч, как отскакивал на метр при начале обучения этому приему, так и будет отскакивать на один метр. Это в лучшем случае.

Отсюда простой, но жестокий вывод: футболист может хоть десятки тысяч раз повторять любой ТЭ, но сам факт многократного повторения не улучшит качество исполнения этого ТЭ.

У нас и не только у нас техникой никто не занимается, уповая на таланты футболистов. Это тоже факт. Футболистов отбирают по степени таланта и находят таких, которых не нужно обучать, и которые интуитивно знают, как исполнять тот или иной ТЭ.

В этом кроется большая беда современного футбола. Способность обучать футболистов азам футбола у тренеров атрофируется, а иногда и полностью исчезает. Я уже не говорю о тех тренерах, которые сознательно не намерены никого обучать, а заняты лишь поиском и отбором талантливых ребят.

Тысячи трагедий для футбола мы наблюдаем ежедневно, когда смышленый мальчишка, беззаветно любящий футбол, выбрасывается за ворота клуба только лишь потому, что у него не тот рост, не тот вес или не та скорость бега. 

Тренеры даже не догадываются, что выгоняют из команды будущих суперзвезд. Современный футбол еще не дорос до такого уровня, когда подавляющее большинство упражнений на физику будут выброшены в мусорное ведро и заменены на шлифовку ТЭ с многократным их повторением.

Я хочу, чтобы меня услышали. Многократное повторение это не только благо, но и страшный вред, так как создает матрицу неправильного исполнения технического элемента, доведенного до автоматизма.

Ключ к взращиванию настоящих футбольных Мастеров находится у детских тренеров, которые начинают обучать детей базовым ТЭ. Как они научат, как проконтролируют исполнение, такая будет и судьба футболиста в плане его технической подготовки.

Но, выход есть всегда и у любой команды любого возраста. Уважаемые футбольные тренеры! Если вы хотите добиться больших успехов в своем деле, хотите, чтобы ваша карьера напоминала старт ракеты, тогда вспомните о тех пяти шагах, о которых я рассказал в этой статье и в этом ролике. 

Независимо от того, 13 лет ваших воспитанникам или уже 16 лет. Начните с нуля. Протестируйте всех без исключения ваших футболистов на предмет правильного исполнения базовых технических элементов.

Не закрывайте глаза на неправильное исполнение. Показывайте, как правильно ставить опорную ногу, манипулирующую ногу, как правильно держать корпус, что делать после исполнения ТЭ и т.д. И успокаивайтесь только тогда, когда убедитесь, что мальчишка понял, как правильно исполнять технический элемент.

Вы должны добиваться того, чтобы в команде, минимум 80 процентов исполняли пакет базовых ТЭ правильно. А еще лучше - 90 процентов. Понимаю, что не все ребята обучаемы.

Если вы видите, что никакого толку от обучения конкретного парня нет, то ищите тех, кто обучаем, так как наличие в команде неумех создает балласт, рождающий в игре сплошной брак. Поверьте, что если вы, сняв корону знающего тренера, начнете заниматься тем, о чем я вам только что рассказал, то успехи вашей команды пойдут в гору так, как никто от вас не ожидает.

Ключ к созданию высококонкурентной команды не в поисках и отборе талантов, а в умении обучать своих воспитанников. Так как только что высказанная мысль очень и очень важна, повторю ее еще раз. Ключ к созданию высококонкурентной команды не в поисках и отборе талантов, а в умении обучать своих воспитанников.Справедливости ради, скажу, что для создания высококонкурентной команды нужно иметь связку ключей, а то, о чем я рассказал лишь один из них.

А еще лучше иметь шеф-ключ. Для тех, кто не знает, что такое "шеф-ключ" скажу два слова о нем. Представьте, что на какой-то фирме в офисе двадцать комнат.

Для дверей каждой из комнат есть свой ключ, который подходит только к одной конкретной комнате и ни к какой другой. Т.е., у сотрудников фирмы есть двадцать разных ключей.

Но, у хозяина фирмы или у директора, в общем у самого главного начальника есть шеф-ключ, который подходит ко всем без исключения дверям. Это придумано для удобства, чтобы начальник не ходил со связкой ключей, если ему нужно проинспектировать в нерабочее время все комнаты.

Так что, у меня есть свой шеф-ключ, который открывает двери всех сегментов знаний о футболе, о которых говорят и которыми пользуются. Дело в том, что в будущем, не исключаю этого, появятся такие знания, которые вознесут футбол на невиданный уровень, но мы сейчас об этом ничего не знаем.

Мой футбольный шеф-ключ это содержание книги "Ключ к двери, ведущей...".