среда, 29 декабря 2021 г.

Не родись декабрьским, а родись январским!

 


      Не родись декабрьским, а родись январским!



Подписчик канала Евгений попросил меня прокомментировать статью, которая была опубликована в интернет-издании спорт-экспресс. Эта статья была написана Гошей Черновым.

Статья называется "В российском футболе большая беда - дискриминация по месяцу рождения". Приватно я высказал свою точку зрения на эту проблему. Надеюсь, что, хоть частично, но я удовлетворил, желание автора просьбы.

Но, тема настолько актуальна, прежде всего для тренеров, что публичное молчание было бы неправильным с моей стороны. Именно поэтому я и записал этот ролик и выложил статью у себя на блоге. 

Для тех, кто ленится найти эту статью и прочитать, сделаю небольшую услугу и расскажу вкратце, о чем эта статья. Она посвящена тому, что в детско-юношеском футболе доминируют январские ребята по отношению к декабрьским.

Причем это доминирование проявлено не только в рамках постсоветского футбола, но и в Европе, хотя и в меньшей степени. В общем, мировой футбол сам свидетельствует против себя.

Как говорится, коню понятно, что ребенок, который родился в январе будет, во-первых физически сильнее ребенка, который родился в декабре, т.е. почти на год младше. Особенно ярко это различие замечается, когда детям до 13 лет. 

Как известно, подавляющее большинство тренеров считают своей визитной карточкой результаты выступлений его воспитанников на различных турнирах. Другими словами, результат любой ценой! 

Какой конкретно ценой? Это цена страшная и бесчеловечная. Тренеры плюют на футбольные судьбы мальчишек и выжимают из них все, что можно выжать. А это, прежде всего, физические данные детей.

Так как обучать большинство тренеров не умеет, как и в равной степени иметь желание это делать, они делают ставку на физику. Другими словами, мы ничего не умеем и наши соперники ничего не умеют. Следовательно, мы должны их перебегать и перетолкать.

А что для этого нужно? Правильно. Для этого на тренировках нужно сделать акцент на физику. Этот акцент можно еще усилить включением в основной состав январских ребят, которые взрослее, а следовательно сильнее и быстрее более младших партнеров. 

И пусть разница в показателях небольшая, но она есть. Вот почему мы видим в основных составах ребят до 13 лет преобладание январских мальчишек. Это не мое мнение. Это свидетельство статистики.

В своей преступной гонке за результатами, тренеры забывают, что они - не вершители судеб мальчишек, решая, кому выходить на поле, кому сидеть на банке, а кого отправлять за ворота футбольного клуба или школы, а, прежде всего, коучи - т.е. те специалисты, которые обучают детей и способствуют перемещению их из пункта А в пункт Б, т.е. со старта обучения ребенка в шесть лет до успешного просмотра в профессиональную команду.

Я уже молчу по поводу главного назначения тренеров, того назначения, о котором очень мало из них знают и понимают. А их главное назначение - создавать команду. И доводить ее костяк до профессионального уровня, а не гордиться тем, что у них Петров или Сидоров играют в клубе премьер-лиги.

Не игроками, дорогие мои тренеры, нужно гордиться, а в первую очередь созданной командой, которая ледоколом прошла в премьер-лигу и даже выше. Вернусь к теме.

Итак, тренеры делают акцент на физику, игнорируя полностью, я подчеркиваю, полностью формирование технического арсенала отдельных футболистов на высоком уровне. У одного умника-тренера команды премьер-лиги спросили, почему он не работает над техникой футболистов. Знаете, что он ответил?

Он сказал следующее: "Техника? Это в ДЮСШ". Это дословная цитата горе-тренера. Это его заявление было публичным, и я с удовольствием озвучил бы его фамилию, но, увы, забыл, как и забыл источник информации. 

У таких, с позволения сказать, тренеров я бы незамедлительно, в этот же день и час после озвучивания подобной цитаты, отбирал бы навечно тренерскую лицензию. Таким тренерам - место на рынке или в любом другом месте, которое не имеет ни малейшего отношения к футболу. Таких на километр нельзя подпускать к стадионам и тренировочным полям.

Такая фраза говорит о том, что человек не понимает суть футбольного мастерства, фундаментом которого является ее величество мышечная память. Тренеров не учат тому, что мышечную память всего технического арсенала нужно постоянно поддерживать и, самое главное, периодически тестировать, чтобы понимать, кто из футболистов работает самостоятельно (а это обязательно даже для игроков ТОП-клубов Европы), а кто - нет.

Каков уровень техники у футболистов постсоветского пространства? Нулевой? Нет, нет. Совсем не нулевой, но и не высокий. Он - плинтусный. А плинтус, как известно, выше пола. Согласны?

Да, есть отдельные игроки, у которых уровень техники удовлетворительный, но не более. Но таких - единицы. Остальные живут на плинтусе. И что удивляет и поражает, так это то, что тренеры удовлетворены таким уровнем техники.

Я сейчас не буду раскладывать по молекулам технический арсенал, так как это не тема для разговора. Обращаюсь к тем тренерам, которые считают, что техникой нужно заниматься только в ДЮСШ, а не во взрослом футболе.

До тех пор, пока вы будете так думать, господа хорошие, наш футбол так и будет валяться на обочине мирового футбола. Да, большие деньги - хорошая мотивация для самосовершенствования и высокого уровня спортивной дисциплины.

Но, и это не всегда работает. Человеку свойственно быстро привыкать к обстоятельствам, в том числе и финансовым. И он часто считает, что действительно заслуживает этих огромных денег только потому, что свое царственное тело  он приводит на тренировку.

А если денег в клубах нет, то как тогда противостоять зажиревшей и самовлюбленной Европе? Только с помощью внедрения в футбольную практику новой футбольной идеологии тренировочного процесса.

Это безальтернативный вариант. Если этого не делать, то богатые футбольные клубы всегда и можно сказать вечно будут доминировать над финансово слабыми клубами. А как изменить ситуацию в нашу пользу я сказал. 

Только вот незадача - слишком мелок я в глазах наших футбольных руководителей. А вывод прост - не ждите изменений на лучшее в ближайшие годы и, возможно даже десятилетия.

У меня надежда только на молодежь. На тех, кто слушая, услышит меня и станет моим последователем в деле реформирования убогого и бесперспективного современного футбола.

Как же меня далеко занесло. Прошу прощения. Ставка на январских вам ясна - они сильнее, быстрее и нередко умнее своих младших партнеров. Только с такими можно достигнуть желанного результата в турнирах и показать себя, как тренера во всем свете и цвете.

Уделяя максимум внимания физике, тренеры отсекают ребят от технического роста, делая их инвалидами, так как постоянные игры железобетонно закрепляют у футболистов неправильное исполнение тех или иных технических элементов. А это путь в никуда.

Вот почему наши детские и юношеские футбольные команды громят нередко европейские футбольные школы, а уже на молодежном уровне их успехи печальны. О взрослом футболе я уже не говорю. Это катастрофа.

Январским ребятам повезло. Они всегда, в своем большинстве востребованы тренерами. А вот судьба декабрьских часто незавидна. Многие отсеиваются тренерами, кто-то сидит, в лучшем случае на банке. А игра в основе это большое счастье для тех, кто родился в декабре.

Какой выход из ситуации, когда мальчишки и девчонки дискриминируются по месяцам рождения? Выхода нет. Точнее, в формате современного футбольного обучения его нет. Это факт.

А теперь представьте, что никаких турниров нет до 13 лет. Нет гонки за результатами у тренеров. Есть только игра один раз в две недели или раз в десять дней в формате товарищеской. После такой игры целая неделя посвящается анализу прошедшей игры, исправлению ошибок, самоанализу и т.д. Подобная работа плавно переходит в обычный тренировочный режим.

Когда нет гонки за результатами, тренерам нет смысла делать акцент на физику. И тогда они будут больше внимания уделять технике, присматриваться к физически слабым игрокам, пытаясь понять, насколько велик их потенциал.

Мне часто говорят, что дети бредят играми, не могут, мол, жить без них. Дети ведомы своими желаниями, что свойственно детям. На то они и дети, чтобы мало что понимать. На то и даны детям взрослые, чтобы направлять стремления детей в правильном направлении.

Взрослые должны понимать, что постоянные и частые игры детей это медленно действующий яд, который только через годы проявит свою мощь, когда все увидят совершеннолетних технически никудышных футболистов.

В миллионный раз повторяю. Игра технически неполноценных ребят это осознанное закрепление их неумений. И чем больше игр, тем мощнее это закрепление.

Технику нужно ставить на тренировках. О какой технике мы можем говорить, если в ютубе нет ни одного ролика, где расшифрован классический удар. Покажите мне тренера, которые безукоризненно исполняет классический удар и, самое главное, умеет обучать своих воспитанников всем нюансам этого удара.

Об ударе шведой говорить? Или итак все ясно? Думаю, ясно. С техникой выяснили. Чтобы ребятам на тренировках не было скучно, существует масса футбольных игр, как на поле, так и в зале. Например, игра в теннис ногами, игры три против двух, четыре против трех и т.д.

Кроме этого ребят также будут заинтересовывать смоделированные фрагменты игры. Фрагментарное моделирование - основа тренировок будущего. Почему этим не занимаются или занимаются очень мало современные тренеры? Они, или не могут найти время для этого, а чаще всего, не хотят грузить свою голову таким геморроем.

Ведь нужно еще продумать, как организовать все это на тренировке, чтобы не было простоев игроков. А это действительно геморрой. 

Нет такого времени в сутках, чтобы освоить футбольную технику на сто процентов. А у нас тренеры стремятся к максимальной частоте игр, будто эти игры прибавят ребятам технику - смешно.

Некоторые тренеры, в последний день перед игрой дают ребятам нагрузки меньше обычного. Т.е. это уже не полноценная тренировка. Затем день игры выпадает из тренировочного процесса. Следующий после игры день также не блещет нагрузками.

По сути, из недельного цикла выпадает три дня! О каком техническом арсенале можно говорить, если вместо обучения ребята гоняют мяч на играх под сопровождение кричащих наставников, требующих результата? О каком? Я вас спрашиваю, дорогие мои любители участвовать в бесконечных турнирах.

Сколько оскорблений и унижений падает на головы детей с неокрепшей психикой со стороны недобросовестных тренеров! Вот вам цена так называемой игровой практики.

Мое предложение такое, в плане рассматриваемой темы. У любой футбольной школы, любого футбольного клуба должно быть две команды одного года. Одна команда - первого полугодия. Вторая - второго полугодия. И с тринадцати лет можно уже организовывать турниры, но не часто, где будут играть только команды первого полугодия или команды второго полугодия.

С пятнадцати лет такие две команды должны будут объединиться. В единую команду попадут лучшие игроки из двух команд. Остальным ребятам, в лучшем случае, сидеть в запасе, а худшем случае - искать команду, где их возьмут.

Понимаю, что мое предложение - утопия. Никто этим заниматься не будет. Но, моя задача - высказаться, а что будет в реальной жизни - от меня зависит мало, а точнее, никак не зависит.

С пятнадцати лет уже будут играть команды определенного года, без учета полугодия рождения. Еще раз повторю. Я понимаю, что мое предложение не идеально. Но, это намного лучше, нежели есть сейчас.

Наговорил я много, но, думаю, что думающие тренеры найдут в этом моем опусе рациональное зерно.




суббота, 25 декабря 2021 г.

О моей возможной помощи

 


                   О моей возможной помощи



Всех католиков поздравляю с Рождеством Христовым и желаю крепкого здоровья и всяческого процветания. Украина - одна из редких стран, где официально празднуются два рождества - католическое и православное.

Дело в том, что у нас очень много католиков в правобережной Украине, да и в левобережной Украине они тоже есть.

Что касается меня, если кому-то это интересно, то я не отношусь ни к христианам, ни к иудеям, ни к буддистам, ни к мусульманам, ни к протестантам, ни к свидетелям Иеговы, ни к мармонам или каким-то другим религиозным конфессиям и сектам.

Говорят, что вера это уверенность в невидимом. Я уверен в видимом - в результатах работы Творца, в той природе, которая меня окружает.

Если кого-то коробит от слова "Творец" замените его словом "Вселенная" или "природа" - как кому комфортней. Так что, у меня свой персональный Бог - тот Всевышний, к пониманию которого я шел всю свою жизнь, и не намерен подстраиваться под чьи-то правила, в то же время уважая веру или ее отсутствие каждого человека без всякого лицемерия. 

Кстати, говорят, что отсутствие веры в Бога это тоже вера. А теперь перейду к теме ролика. Извините за неожиданное лирическое отступление.


Причина написания этой статьи и озвучивания ролика это... постоянно увеличивающийся поток обращений ко мне, обращений с просьбами разного рода и призывов о помощи. Я никогда и никому не отказывал в помощи.

Разве что, такое бывало и бывает, просто забывал, а автор просьбы постеснялся повторить свою просьбу. Сейчас возникла другая проблема.

Это физическое отсутствие времени на разного рода помощь Подписчикам и гостям канала. Я помогаю всем моим Подписчикам и гостям канала тем, что выкладываю ролики на те темы, которые вы заказываете.

Девяносто процентов тем, которые я раскрываю в своих роликах и статьях, это ваши просьбы и пожелания. Это не моя инициатива. 

Причем высказываюсь на те темы, которые интересны и полезны всем. Во-вторых, отвечаю на вопросы в комментариях и по другим каналам связи - вотсап, вайбер, скайп. И все это я делаю на волонтерских началах, ничего ни от кого не требуя, а наоборот - только давая все, что могу дать.

Но, количество вопросов и просьб резко увеличилось за счет того, что мне стали приходить вопросы и просьбы, как я уже сказал не только в комментариях. Вы должны понимать, что я - такой же человек, как и вы, и у меня есть дела личного, семейного, бытового характера.

Я - один. У меня нет помощника, который бы помогал выкладывать ролики писать статьи и отвечать на часть вопросов, мне адресованных. У меня нет денег на найм подобных работников.

Ко всему этому еще добавилась нагрузка по изучению английского языка. Мне повезло, так как меня обучает английскому языку моя падчерица, которая свободно владеет этим языком.

Поэтому, относитесь спокойно к тому, что не получите от меня ответа. Если вопрос для вас архиважен, то повторите просьбу и, возможно, два раза и даже три раза повторите - я обязательно отвечу.

Но, все это касается вопросов и просьб, ответы на которые требуют мизерного времени и усилий. Когда же ко мне поступают просьбы, типа провести анализ игрового фрагмента или тайма или целой игры, то такая просьба потребует время и усилий. Подобные просьбы я теперь буду удовлетворять только с помощью ДОНАТОВ.

Зайдите по ссылке под каждым видео и увидите, что это такое. Вы сами выбираете уровень вознаграждения. Причем снимается проблема с переводом из одной страны в другую. А минимальная сумма - символическая. 

Конечно, мне выгодней, если вознаграждение посылается на одну из карточек, указанных под каждым видео. Но, если такой возможности нет, то ДОНАТЫ - идеальный вариант, так как с помощью их вознаграждение придет ко мне гарантированно, хотя определенный процент я, все же, потеряю.

Да, я работаю индивидуально, как с игроками, так и с тренерами, но это уже требует другого уровня вознаграждения.

Поэтому, если у кого-то возникают трудности с полноформатным сотрудничеством, то обращайтесь к ДОНАТАМ, где величину благодарности вы устанавливаете сами.

Но, ДОНАТЫ существуют не только для того, чтобы отблагодарить меня за конкретную помощь. ДОНАТЫ существуют, как способ поддержки канала, если вы считаете его полезным и познавательным.

ДОНАТЫ, как способ поддержки канала я очень редко, но получаю от благодарных Подписчиков и гостей канала, за что я им очень благодарен!

На моем блоге, во вкладке "услуги" вы можете всегда познакомиться с разными вариантами сотрудничества со мной. Да, этот ролик не на футбольную тему, как вы заметили.

Но, некоторые Подписчики и гости канала считают, что я обязан отвечать на все вопросы, причем в любое время суток, как будто все национальные федерации постсоветского пространства включили меня в штат и платят мне зарплату за подобную работу. Это не так ребята.

Есть категория Подписчиков и гостей канала, которые обещают золотые горы в плане Донатов или другого вознаграждения, но предварительно задают сотню вопросов, а затем исчезают с горизонта, будто их и не было вовсе. Нехорошо это как-то. По-человечески нехорошо.

Мне, как и любому другому человеку, нужно существовать в этом мире, так как кроме пенсии у меня ничего нет. Только прошу вас не воспринимать только что сказанное, как плач в жилетку. Я всегда был неприхотлив в еде, в желаниях, и в любом формате жизни найду повод для улыбки и оптимизма.

А этот канал я не закрою никогда, пока дышу и пока не впал в маразм. Не закрою потому, что считаю это компенсацией бездарно потраченного времени первой половины жизни, о чем, кстати, не жалею.

Пользуясь случаем, позволю себе посоветовать вам никогда не жалеть о содеянном, а просто делать соответствующие выводы. Не живите ребята с головой, повернутой назад. Не нужно заглядывать в страницу, которая уже перевернута. 

Смотрите вперед и живите так, как подсказывает вам совесть, ваши желания и ваши устремления.

В завершение, еще раз хочу повторить то, что всегда помогу тем, помощь которым не представляет для меня больших забот. Но, если от меня требуется время, усилия, в сочетании с накопленным опытом, то такая работа, как и любая другая должны быть оплачены.

Всем удачи, процветания и успехов на пути самосовершенствования и достижения поставленных целей.

вторник, 21 декабря 2021 г.

Определение таланта

 


                         Определение таланта



Иван Васильев попросил меня высказаться на тему определения футбольного таланта. Это смешная и в то же время очень серьезная тема.

Она смешная потому, что ни одна живая душа не сможет дать ответ насчет уровня таланта того или иного футболиста. Да, определить наличие таланта могут многие, даже не осознавая, как они это делают. Но, вот степень этого таланта они никогда не смогут определить.

Человеку это не дано. Могу привести пример для того, чтобы вы, ребята, хотя бы частично, но меня поняли. У нас есть два футболиста - Иванов и Петров. У них один и тот же тренер, они одного и того же года рождения, у них одно и то же футбольное амплуа. Все одинаково. Но.

Хочу познакомить вас с первым подводным камнем, затаившемся на пути определения таланта их тренером. У Иванова таланта - 70 единиц, а у Петрова - только тридцать. Но, Иванов любит футбол на двадцать единиц, а Петров - на восемьдесят.

Ни одна живая душа на планете Земля не скажет как проявит себя эта гремучая смесь, этот микс таланта и любви к футболу. В свое время я разговаривал с шахматистом, имеющим первый гроссмейстерский бал. В общем, он был в курсе жизни советской шахматной элиты.

Он мне рассказал о том, что жил-был один шахматист (не хочу называть его имя), который, как считала вся шахматная элита страны, был далеким от того, чтобы его называли талантливым. Но, вот какая оказия.

Пахал этот шахматист, как конь, как раб на галерах, как Папа Карло, по 12 часов в день! Вы усидите за шахматной доской 12 часов в день? А он не просто сидел, но и погружался с головой во все тонкости игры.

Был и другой шахматист, который, как считала все та же шахматная элита СССР, был очень талантлив. Но, вот незадача; он больше времени проводил с девицами не очень тяжелого поведения, нежели с шахматной доской. Как результат, последний так и исчез с шахматного горизонта, не добившись ничего.

Первый же, невероятный трудяга, на турнире, где собрались 12 лучших шахматистов планеты, разгромил всех, сделав только одну ничью. Так что мощнее - талант или труд? 

А если к этому добавить любовь к шахматам? Если говорить о футболе, то в каждом футболисте есть крупица таланта, крупица трудолюбия и крупица любви к футболу. Никто не знает о процентном соотношении этих трех параметров и никогда не узнает.

Можно сказать что-то конкретное, когда имеешь дело с миксом таланта, трудолюбия и любви к любимому делу? Только сумасшедший может ответить утвердительно.

Приведу несколько примеров для того, чтобы вы, дорогие мои ребята, задумались насколько глубока и непостижима тема определения таланта не только в футболе, но и в других видах человеческой деятельности. Бытует мнение, что гений это один процент таланта и 99 процентов труда.

Я склонен так же воспринимать определение гения. С трудом все понятно. А что же такое "талант"? Ребята, у вас вся жизнь впереди. И еще не один десяток раз возникнет дискуссия насчет достижений футболистов и доли таланта в этих достижениях.

Позволю себе дать вам совет. Не поддерживайте дискуссию до тех пор, пока не определитесь с понятием "талант". У каждого из нас свое понимание таланта. И если твои взгляды и взгляды собеседника на понятие "талант"  разные, то какой смысл дискутировать? 

Озвучу вам свое понимание понятия "талант". Талант это врожденные способности человека. Для обоснования своей позиции, приведу пример. Возьмите стихотворение, допустим, из трех строф и дайте его десятку людей с просьбой прочитать его, не глядя в текст и сделать это за минимальное время.

Как вы думаете, результат будет одинаковым или нет? Я твердо знаю, еще по школьным годам, что один такое стихотворение выучит за пять минут, другой за двадцать, третий за час, а четвертому потребуется попотеть два часа.

Говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во всем. Я согласен с этим, хоть и не на сто процентов. Тот, кто быстрее всех запомнит стихотворение, и будет самым талантливым из тех, кто пытался его запомнить. 

Аналогично и с моторикой, динамикой, координацией. Устройте соревнование между десятком детей на предмет попадания теннисным мячиком в ствол дерева, хождения по бревну, бег с препятствиями и результат сам скажет за себя.

Талант это не что-то особенное. Это, всего-навсего, уровень способностей. Когда мы говорим, что у этого футболиста есть талант, то это означает, что у него большие способности. Когда же у футболиста средние способности, то о таланте никто не говорит.

Но, еще раз хочу подчеркнуть, что талант это уровень способностей. У каждого ребенка, у каждого футболиста есть талант, но вот уровень таланта у всех разный. Есть такие, у кого талант на уровне плинтуса, а есть такие, уровень таланта которых можно увидеть только поднимая голову.

А теперь прошу вас, сконцентрироваться и постараться вникнуть в то, о чем сейчас скажу. Талант каждого футболиста это высота установки батута. Если способности у футболиста высокие, то и батут будет установлен  высоко, если низкие, то низко.

Футболисту с большими способностями, т.е. с большим талантом достаточно чуть-чуть подпрыгнуть и уровень игры ТОП-футболиста уже достигнут. А футболисту с низким уровнем нужно много пахать, чтобы достигнуть аналогичных результатов. 

Объем проделанной работы это и есть то усилие, которое выносит прыгуна на батуте на профессиональную высоту. Никто не отрицает того, что при плинтусных способностях можно добиться получения золотого мяча. Этого никто не отрицает.

Но, ребята, это лишь теоретически. А практически получается, что у футболиста проблемы с силой воли, чтобы отказаться от жизненных соблазнов, а у его тренера нет желания работать с этим футболистом персонально. И откуда, я вас спрашиваю, возьмется прыжок нужной силы, чтобы допрыгнуть до профессионала?

Вы много знаете тренеров, которые работают с воспитанниками персонально, без соответствующего вознаграждения? Вы вообще знаете тренеров, которые отслеживали бы персональный технический рост каждого из своих воспитанников?

Не понимаете, о чем я говорю? Например, какой показатель двуногости был у Иванова в сентябре, в октябре и в ноябре. Что было с точностью диагоналей у Иванова в сентябре, октябре и т.д. Что, с процентом обводки у Иванова? Что с игрой головой? Насколько улучшилась дальность вброса из-за боковой у Иванова за последние полгода?

Я, кстати, знаю двух тренеров, (один работал в Москве, а другой в Краснодаре) которым платили огромные деньги (5000 руб. за одну тренировку), и которые работали для галочки, спустя рукава, и ничего толкового так и не дали мальчишкам, с которыми они занимались. Родители отказались от их услуг.

Приведу парочку примеров. Стрельцов - московский торпедовец, полузащитник атакующего плана, игрок с безупречным и филигранным пасом, известный в свое время, как автор неожиданных и эффектных передач пяткой.

Он тренировался так же, как и другие. Нарушал спортивный режим также, как и другие и даже больше. Но, он обладал таким видением поля, какого не было ни у кого из его партнеров. Его передачи по своей силе были выверены до грамма, а их точность - до сантиметра. И при всем при этом, он ходил по полю, а не бегал - был грузным и имел проблемы с рывком.

Его настолько опасались, что при его черепашьей скорости, к нему приставляли персонального опекуна. Так был Стрельцов талантлив или нет? Судите сами.

Сейчас хочу сказать несколько слов о таланте Месси. Но, говоря о Лионеле, скажу пару слов о Блохине. Блохин - первый обладатель золотого мяча на постсоветском пространстве. Все его знают, как ярко выраженного, я бы даже сказал, паталогически выраженного левоногого футболиста.

Я уже не один раз приводил пример, как он не смог ударить правой ногой в пустые ворота с линии вратарской площадки и повторять его не буду. Скажу только, что в личной беседе с ним произошло следующее.

Он просматривал, сидя в своем кабинете, мои бумаги. Затем поднял глаза на меня и с растерянно-удивленным лицом задал мне вопрос: "Вы что, собираетесь детей учить играть обеими ногами?". Повисла пауза. Он смотрел на меня так, будто я вознамерился посадить детей на тяжелые наркотики.

У меня же в голове, в этот момент родился вопрос: неужели этот вопрос я слышу от обладателя золотого мяча? Через несколько секунд Блохин снова опустил голову в мои бумаги и тихим голосом сказал: мне достаточно было одной ноги.

Этот человек написал книгу: "Футбол - моя жизнь". Сам факт написания такой книги с таким громким названием говорит о том, что человек любит футбол каждой своей клеточкой. Но, желания научиться играть правой ногой у него так и не возникло.

Вы не понимаете, к чему я вспомнил о Блохине, говоря о Месси? Чуть позже вас все станет ясно. 

Итак, выскажусь об игре и талантах великого футболиста, обладателя семи золотых мячей Лионеля Месси. Лионель - не мой любимчик. Мой любимчик - это Рона́лду ди Аси́с Море́йра или, говоря попроще - Рональдиньо Гаушо.

У Рональдиньо практически идеальная координация и огромный талант, который так и не был раскрыт до конца. Забегая вперед, скажу сразу, что на планете Земля нет ни одного футболиста, талант которого был бы раскрыт до конца. А причина проста - отношение к этому вопросу футбольных тренеров. Но, я еще к этому вернусь.

Справедливости ради скажу, что талант у Месси выше, нежели у Рональдиньо. Более того, его талант круче, нежели у короля футбола двадцатого века - Пеле. Для тех, кто со скепсисом смотрит на игру и таланты Пеле, скажу, что в одном из матчей премьер-лиги Бразилии, Пеле, играя за клуб Сантос, забил в ворота Ботафого восемь мячей.

Он забил не Газмясу, не сельской команде, не сборной района, а команде премьер-лиги Бразилии! Вернусь к Месси. Более талантливого футболиста, нежели Месси, более агрессивного футболиста в годы его расцвета я за всю свою некороткую жизнь не видел.

Но, не думайте, что я боготворю его игру. Его потенциал значительно выше, нежели то, что вы видите на футбольных полях в его исполнении. Почему Лионель не играет еще круче? Вы это хотите спросить? 

А кому это нужно, если он и так выше на голову своих партнеров? Тренерам такая головная боль не нужна. А теперь вернусь к Блохину. Его тренерам тоже не нужна была головная боль по выведению Олега на более высокий уровень. Ведь правой ногой он практически играть не умел.

Тренерам это было не нужно. Ведь левая нога у него была в полном порядке, а скорость для футбола - просто космическая. Он ведь сотку пробегал за десять и две десятых! Так что, никто из тренеров не парился, чтобы вывести его двуногость хотя бы на удовлетворительный уровень.

Говоря о талантах, не могу не вспомнить Криштиану Роналду. Пусть не обижаются на меня поклонники его игры, но талант у него, по моему субъективному мнению, все же, пониже, нежели у Месси. Но, работоспособность намного выше.

Ведь Роналду, для того, чтобы так же ярко сверкать на футбольных полях, как Месси, приходилось и приходится работать намного больше. Я не ясновидец, но мне иногда кажется, что у него и любовь к футболу сильнее. А что касается агрессивности, то круче Криштиану я не знаю никого.

Сумасшедшее желание забить гол, само подсказывает ему, в какую точку бежать, чтобы оказаться в нужном месте для завершения атаки.

Так как же правильно определять величину таланта? В Киеве есть такой футбольный спец, как Сабо. Он как-то сказал: "мне достаточно посмотреть на пацана, и я скажу - есть у него талант или нет".

Допустим. А что нам всем делать с твоим взглядом? Он что, передается по наследству или такому взгляду можно обучить? И кстати, Йожеф Йожефович уже не один десяток лет смотрит, а игра киевского "Динамо" как потеряла блеск с конца прошлого столетия, так этого блеска и не видно до сих пор.

Так и хочется спросить: а талант это что? Неужели бычье здоровье, сумасшедшая скорость, выносливость, и баскетбольный рост? Если нет, то почему тренеров интересуют именно эти параметры? Ответьте сами на эти вопросы.

Иван Евсичев пишет: "Александр Володин  я тоже был огорчëн данным видео, и у меня появился вытекающий вопрос: А что, все, кто играет в АПЛ, Ла лиге, Серии А и других топ лигах Европы, все поголовно талантливы, или имеют средние и более способности? Ни за что не поверю. Допустим это будет 1000 игроков. И все из них талантливы??"

Мне близка по духу такая постановка вопроса, которая сама по себе говорит: при любых способностях можно добиться очень многого. Но, реалии, дорогой Иван, в этой жизни другие.

Начиная с семи лет и заканчивая 17 годами, команда может поменяться пять раз в своем составе. И каждый раз, более сильные вытесняют более слабых. К 17 годам в командах практически не остается тех, у кого способности ниже средних. Исключения, разумеется, бывают, но таких наберется из тысячи не более двадцати, как мне кажется.

И эти двадцать, начиная с семи лет, пахали и пашут, как проклятые, компенсируя недостаток талантов своей работоспособностью и целеустремленностью. Средние способности для меня это не талант, но достаточно надежная платформа для штурма самых больших высот в футболе.

Вот почему я говорю: дайте мне двадцать пацанов со средними способностями, и у этой команды соперников не будет. В этой жизни мне уже так не повезет. Возможно, кто-то другой это сделает.

Как же мне, все-таки, ответить на главный вопрос этого ролика и статьи: как определить талант футболиста? И снова, как и в начале статьи и ролика, вынужден сказать, что не только три, но, пожалуй, четыре параметра дают такой замес, в котором сам Господь Бог с трудом разберется.

Это микс из таких понятий, как способности, трудолюбие, любовь к футболу и целеустремленность (сила воли, характер). Уравнение с этим четырьмя неизвестными человек решить не сможет никогда.

Могу сказать только одно, что если футболист ленив, бесхарактерен, больше любит себя, нежели футбол, то степень его таланта ограничится чем? Разумеется, его врожденными способностями, которым не с чем резонировать. А вот если к любым способностям добавить силу воли, любовь к футболу, трудолюбие, то результат будет обязательно.

А в прошлом ролике я говорил о таких способностях, которые не дают шанс футболисту даже на уровень первой или второй лиги, а если и дают, но не выше. Такие футболисты тоже есть. И я их видел многократно.

Уровень таланта определить невозможно. Любая оценка будет относительной. На этой грустной ноте я закрываю эту тему. Грустной потому, что не все человеку доступно, в том числе и определение величины таланта.

Мне не хочется больше затрагивать эту тонкую и очень глубокую тему. Но, если у кого-то возникнет необходимость дискутировать - милости прошу. Главное, чтобы дискуссия была корректной и доброжелательной.

суббота, 18 декабря 2021 г.

Футбольные матчи до 13 лет

 


                  Футбольные матчи до 13 лет



Прежде, чем начать раскрывать эту тему, скажу, что меня зацепили Подписчики, которые обвинили меня во всех смертных грехах, намекая на то, что я говорю одно, а думаю другое, и иногда это другое озвучиваю.

Поэтому, решил не откладывать на два-три месяца эту тему, поставив ее в очередь, а выложу еще раз свой взгляд на талант, определение таланта буквально следующим роликом. Хочу поставить точку в этом вопросе. Так что, заинтересованных прошу приготовиться к прослушиванию совсем не короткого ролика.

И еще. На моем блоге, во вкладке "Книги для тренеров" появилась книга под названием "Принципы в футболе". Эта книга полезна и для футболистов, но писалась она в расчете на помощь, прежде всего, тренеров.

Футбол бесконечно глубок и многовариантен во всех своих проявлениях. Поэтому, чтобы не сбиться с пути в этом океане многовариантности, я и написал эту книгу. А теперь по теме.


Подписчик  "Iogan Kroiff" разместил под роликом "Футболистам и тренерам посвящается" следующий комментарий: "Не согласен с вами. Игр - это все для наших детей. Но не то, что происходит в ДЮСШ. Одна игра в две недели. Вы соображаете, что вы предлагаете?" - здесь мне явно намекают на грубую мою ошибку. Более того, скорее всего на ошибку уровня глупости.

Ну что же, если мне пеняют таким образом, то придется обосновать свое мнение, иначе, действительно, многие подумают, что у меня едет крыша. Ведь весь футбольный мир, на уровне футбольных школ и академий играет не реже одного раза в неделю. 

Получается, что ваш покорный слуга писает против урагана, что явно не комфортно. Что же мною движет? Что для меня ценнее - мнение подавляющего большинства во всем мире или логика? 

Да если даже вся Вселенная станет оппонентом логики, то я, без малейших сомнений приму сторону логики. Мне что остается, ребята? Мне остается обосновать логичность своего высказывания по поводу проведения игр для воспитанников не чаще одного раза в неделю (желательно в две недели).

Уж извините меня, дорогие мои оппоненты, но я покажу вам то, что правомочность проведения еженедельных игр не то, что до 13, но даже до 15 лет равносильна правомочности выгона 12-летних детей на гектар. Игра 12-летних на большом поле это неоспоримое преступление перед подрастающими футболистами.

Может ли 12-летний мальчишка исполнить диагональ, переведя игру с правого фланга на левый. А это, по самому скромному, 60 метров, так как это не поперечная передача, а диагональ. Так сможет он сделать такую передачу или нет?

Даже стыдно задавать этот вопрос. Кому нужен этот цирк? А может ли 12-летний мальчишка сделать рывок по флангу от своей штрафной до штрафной соперника, затем вернуться назад и снова прорваться по флангу до штрафной соперника?

Мне иногда кажется, что те, кто придумал 12-летних выпускать на большое поле требуют тщательного медицинского обследования или тестирования на уровень интеллекта.

Давайте  начнем с самого начала. Поговорим об уровне психологической устойчивости детей в возрасте до 13 лет. Этот уровень достаточно высок или нет? У некоторых детей этот уровень катастрофически низок, а у других, в лучшем случае, неустойчив по совершенно объективным причинам - они еще дети.

Что такое футбольный матч? Это противостояние, где каждая из сторон стремиться выиграть любой ценой. Правила-то дети знают, но когда кого-то обыгрывают или отталкивают по правилам, то некоторые дети агрессивно реагируют, забывая о правилах.

Футбольный матч для детей это психологический стресс. Против тебя неизвестные тебе ровесники, с которыми придется входить в физический контакт жестко, так как никто никому не собирается уступать.

В детский сад, куда я водил своего старшего сына, пришел на Новый Год Дед Мороз. Воспитательница стала звать Деда Мороза, и он появился с таким громогласием, что один из детей перепугался и стал заикой.

Это я все о психологической неустойчивости детей. Те, кто хорошо изучил содержание канала знают о мече Македонского - об испытании, которому подвергались кандидаты в личную гвардию великого полководца.

Александр лично заносил меч перед испытуемым и останавливал его за несколько сантиметров до плеча. Если кандидат в гвардейцы краснел, то его принимали в гвардию, если бледнел - выгоняли.

Уверен на 200 процентов, что Македонский был, как минимум, не глупее современных футбольных спецов. Македонский отделял волков от зайцев.

На самом деле, не существует черного и белого. Наш мир имеет огромный спектр цветов, а не только белый и черный. Это я к тому, что селекция Македонского, хоть и правильна, но не бесспорна.

В нашем мире, между волками, которые ничего не боятся, и зайцами, которые боятся собственной тени, существует огромное количество промежуточных уровней. Этим кто-то занимается в футболе? Даже смешно упоминать.

Для того, чтобы не калечить ребят с низкой психологической устойчивостью, для того, чтобы ее укрепить, для того, чтобы ее повысить с помощью внутрикомандной двухсторонки, игрового моделирования, количество матчей с представителями других школ должно быть сведено до разумного минимума.

Что умеют делать на футбольном поле дети в 7 лет? Ответ - ничего. А 9-летние? Ответ тот же - ничего. Что могут делать 11-летние? Очень мало что, и на довольно низком уровне.

Вопрос. Для чего проводить матчи, где дети будут подсознательно закреплять в игре, в боевой обстановке свои неумения? Что, ребята нуждается в игре? Игра - это все для наших детей, как сказал автор комментария? 

Тогда играйте на здоровье, хоть каждый день. Но, тогда даже не заикайтесь о профессиональной карьере ваших воспитанников и детей.

В реальной игре соперник не даст ковыряться в носу при приеме мяча. Он тупо снесет игрока вместе с мячом. Вывод. Нужно научиться принимать мяч так, чтобы не терять время на его обработку.

Вопрос. За какое время это возможно сделать? Некоторые футболисты, уже играя в премьер-лиге, так и не научились некоторым азам футбольной техники. Например, правильному приему жестких передач, когда мяч должен прилипать к ноге.

Что такое футбольный матч? Это бесконечные стыки ввиду неумения обеими сторонами игры опустить мяч на газон, неумения правильно и быстро обработать мяч. К чему это ведет? 

Правильно, к травмам. В малом возрасте эти травмы незначительны и не так часты, но они есть, и это факт! Арифметика здесь проста - чем больше игр, тем больше травм. 

Может быть, нужно идти на эти травмы сознательно, но ради чего? Неужели ради того, чтобы закреплять свои неумения в реальной игре, что приводит неправильное исполнение технических элементов к автоматизму уже на подсознательном уровне.

Вы меня слышите? Вы понимаете, о чем я говорю? Неумения в реальных играх доводятся до уровня автоматизма и уже на подсознательном уровне.

А если это происходит, то уже поздно пить Боржоми. Игры нужны, прежде всего, для того, чтобы выявить в боевой реальной футбольной игре недостатки, как командного взаимодействия, так и огрехи в технической подготовке ребят.

Будь моя воля, я бы запретил игры с частотой, более, чем две игры в месяц. Да, бывают турниры, где команда проводит несколько игр ежедневно. Это нормально, так как подобные турниры проводятся не еженедельно.

И после такого турнира у команды есть масса времени, чтобы исправить выявленные ошибки, как индивидуальные, так и командные. А потребность детишек в играх всегда можно удовлетворить различными модификациями футбола в тренировочном формате.

А вы знаете, господа уважаемые оппоненты, что, пусть небольшая, но часть ребят бросают футбол только из-за того, что их команда проиграла в финале какого-то турнира? Их психика не выдерживает таких нагрузок. 

А если они еще и попадают под критику, мягко говоря, партнеров из-за ошибки, которая привела к проигрышу команды, то вероятность прощания с футболом увеличивается.

Я уже говорил, что если команда сыграла матч, то тренер в этот же день или, максимум, на следующий нарезает матч на фрагменты и в обязательном порядке анализирует игру не только команды в целом, но и каждого игрока.

Как вы думаете, это можно сделать за один день? А обсудить проведенный тренером анализ с воспитанниками нужно или нет? Ведь на это тоже нужно время. А активно заняться с каждым футболистом ликвидацией тех огрехов, которые обнаружены в игре нужно или нет? 

А контролировать эту работу тренером нужно или нет? Если не делать ту работу, о которой я только что сказал, то нет смысла ожидать ощутимого прогресса в игре команды. 

Говорят, что должен быть план тренировок на какой-то отрезок времени. Например, на месяц или год. Скажите пожалуйста, если играть каждые три дня, ту работу, о которой я сказал, можно вписать беспроблемно в этот план? 

Сразу отвечу - невозможно. И вообще, о каком плане можно говорить, если день игры выпадает из тренировочного цикла, день до игры - облегченная тренировка или ее полное отсутствие. День после игры тоже не блещет нагрузкой и тренировочным объемом работы.

Проходят недели, месяцы, годы. Спецы применяют или делают вид, что применяют микроциклы, мезоциклы, макроциклы и прочие циклы, а футболисты, как в 11 лет не умели бить шведой или передавать мяч шведой, так и не умеют в 25 лет, играя в премьер-лиге.

Вопрос. Удар и пас шведой это, может быть,  понт, никому практически не нужный технический прием? Мои оппоненты дорогие всегда молчат по этому поводу. Я многократно доказывал эффективность, а иногда и суперэффективность умения делать пас шведой и бить шведой, но реакции от оппонентов нет, будто их нет вообще.

До тех пор, пока мы будем уповать на частоту игр, как на панацею в обучении детей, прогресса в футболе не будет видно еще долгое время. Что дает реальная игра ребенку? 

Сыгранность с партнерами? Отчасти - да. Осознание своей серости из-за постоянно большого количества ошибок в игре - тоже да! Если ребенок не видит прогресса в своей личной индивидуальной технике, то его мало что может мотивировать.

Вот почему многие обращаются ко мне с просьбой помочь, так как они не знают, что делать из-за страха выхода на футбольное поле, где ошибки увеличиваются в разы по сравнению с тренировками. Все это - отсутствие индивидуальной работы, акцента на технику в тренировках, а также упование на магическую силу большой частоты проводимых игр.

Чтобы вы лучше понимали мое отношение к двум-трем матчам в неделю, скажу так. У себя на кухне, как говорится, среди своих, если бы речь зашла об этом, то в адрес тренеров-фанатов большой частоты проводимых матчей я бы не находил других слов, кроме матерных. Причем не просто матерных, а многоэтажных.

Теперь понимаете мое отношение к теме разговора? Цитата из полученного комментария: "Игра - это все для наших детей." Боже Боже!! Спаси и сохрани! Если так думают подавляющее большинство родителей, то считайте, что нынешние тренеры (не все, но большинство), подобны мышам, которые попали в муку, подобны тем, кто оказался в шоколаде.

Ведь им ничего и никого не нужно обучать. В среду игра! В пятницу игра - всем подготовиться, принести форму. В воскресенье игра - не опоздайте - едем на автобусе и т.д. Где здесь, уважаемые господа оппоненты, обучение?

Беру цейсовскую оптику, беру телескоп, но в упор обучения не вижу. Как же хорошо тренерам жить с такими лозунгами, с такой парадигмой! Чем чаще играешь, тем быстрее прогрессируешь. Лафа!

Воспитанники дурачатся в квадратиках и резвятся в двухсторонке, а их тренер сидит и попукивает на своей скамье, с прилипшим к уху смартфоном. Вы это называете обучением футболу?

Может быть, для вас обучение это когда семилетний ребенок бежит 30 метров, водрузив на свои плечи партнера по команде? Когда я это увидел, то чуть не сорвался в своих эмоциях. Хорошо, что мой ученик первый остановил этого горе-тренера.

Совсем недавно у меня был ученик. Ему 21 год, вторая профессиональная лига. Техника - ниже плинтуса. Удара нет, приема жесткой передачи нет, обнуление скорости вертикально падающего мяча нет, главного обманного движения нет.

Парень понятия не имеет, как якорить соперника. А если так, то что такое успешная обводка ему неизвестно. Вот вам ребята результат бесконечных игр.

Недавно просматривал игру, где играли две команды антипода, т.е. две команды, которые похожи друг на друга, как вилка похожа на бутылку. Одна команда сильна физически, быстра и вынослива, но с уровнем техники ниже плинтуса.

Другая команда слаба физически очень медленна, но имеет удовлетворительный, нет-нет, не хороший, а удовлетворительный уровень техники. Матч закончился победой слабых и медленных.

Вы не верите? Но, я этот матч видел собственными глазами. Причем легкоатлетические тесты у техничной, но физически слабой команды находятся на уровне ребят, которые на два года младше.

Вот вам цена двухразовых в неделю игр. Вот вам цена легкоатлетической направленности тренировочного процесса, а также убогой стартовой селекции. 

Если приведенные здесь аргументы не убедительны для моих оппонентов, то помочь я уже ничем не смогу.


среда, 15 декабря 2021 г.

Талант футболиста

 



                          Талант футболиста



"Jade Serpent1849" - Подписчик канала, спросил меня о следующем: "Скажите пожалуйста можно ли тренеруя базовые упражнения(которые больше всего понадобятся на играх) добиться большого успеха в футболе? И ещё какого уровня можно добиться если у тебя нет таланта" - веселые вопросы, но корректные.

Тренируя, не базовые упражнения, как сказал автор вопросов, а базовые технические элементы, можно спокойно выйти на уровень игрока премьер-лиги. Здесь, для меня, и к гадалке ходить не нужно. Это при средних способностях.

Что касается отсутствия таланта у футболиста, то можно выйти на уровень игрока первой лиги, но вряд ли выше. Недостаток таланта не даст возможности подняться выше.

Ты будешь уметь правильно принимать мяч, достаточно точно передавать мяч. Но, быстро принимать правильные решение не сможешь. Правильно оценить ситуацию на поле - тоже вряд ли сможешь.

Также вряд ли сможешь принимать мяч с поднятой головой. Идти в обводку не сможешь, так как для этого нужно не только владеть техникой обводки, но и чувствовать правильно критическое расстояние до соперника, что без таланта очень и очень проблематично.

Если ты видишь, что все свои силы, весь свой разум, все свои знания отдаешь тренировкам и играм, но явно уступаешь партнерам по команде, то лучше себя не мучить, а подумать над тем, чем заняться другим, кроме футбола, где ты сможешь себя проявить лучше, чем в футболе.

Преданность футболу это замечательно. Но, у каждого футболиста есть свой потолок. И не нужно расстраиваться, если ты не дотягиваешь по своему уровню игры до большинства. Лучше подумать о прикладывании своих усилий в другом виде человеческой деятельности.

Скажу так. Если у бесталанного игрока есть грамотный профессиональный персональный тренер, то такой футболист может выйти на уровень добротного игрока первой лиги. Но, поднять уровень еще выше вряд ли сможет кто-либо, если игрок не имеет способностей или имеет их мало.

Вот, пожалуй, и все. Каждый человек должен заниматься свои делом. Если у футболиста нет талантов, то это не означает, что у него нет талантов вообще. Я знаю немало ребят, которые имеют успехи в математике, физике, в бизнесе, но не дотягивают до нужного уровня в футболе.

Как говорится, каждому - свое.


воскресенье, 12 декабря 2021 г.

Создание пространства

 


                        Создание пространства



Ilyas Ilyasov - Подписчик канала попросил высказаться по поводу создания пространства в футболе. Хорошая тема.

Пространство и время - это те два параметра, оседлав которые можно смело садить свою задницу в мировой футбольный трон. Что такое время в футболе?

Оно бесценно, так как владение даже долями секунды дает реальный шанс на поражение ворот, на минимизацию вероятности получить травму, на обводку соперника, на своевременный пас в разрез и т.д. Время это инструмент для деятельности на поле.

Можно хорошо пользоваться этим инструментом, а можно - плохо. Те, кто плохо пользуется временем - тугодумы или плохо подготовленные футболисты.

А что у нас с пространством? О-о-о! Им подавляющее большинство футболистов в этом мире пользуются, либо на удовлетворительно, либо из рук вон плохо. Хотите пример?

Причем это пример из игры не уровня Газмяс или колхозной команды, а наивысшего уровня. Это фрагмент игры Барса - Атлетико.

Я этот пример приводил уже не один раз. Сороковая секунда игры. Матч только-только начался. На половине поля Атлетико, если я не ошибаюсь, недалеко от боковой линии расположилось 17 футболистов на площади десять на двадцать метров! Возможно, пятнадцать на двадцать, что ничего не меняет.

Как вам такая картинка? Я все понимаю. Ребята с лошадиным здоровьем выскочили на поле, полные сил и желающие хорошенько размяться в первые минуты игры. Такое бывает.

Но, нельзя же игнорировать элементарные принципы игры!  Вы представляете, что такое десять на двадцать метров? Это означает, что практически все футбольное поле в этот момент оказалось пустыней.

Если игра была в этот момент на половине Атлетико, то о чем думали правофланговые футболисты Барсы, побежав в гущу событий, где находился мяч? Почему ни один из них не остался справа в ожидании паса.

Ведь такой пас мог привести не только к обострению ситуации, но и к выходу один в один. Это первое. Второе.

Подавляющее большинство команд футбольной современности играют по принципу подковы, о чем я выложу отдельный ролик. Нельзя играть флангами и не задействовать центральную полосу поля, будто она заминирована.

О каком создании свободной зоны мы можем говорить, если очень часто центральная полоса атаки пуста? Заходите в нее и тем самым решайте вопрос приема мяча в свободной зоне.

Почему вы не заходите в центральную полосу перед штрафной соперника? Я-то знаю, почему - техники не хватает распорядиться мячом, когда в нескольких метрах сразу несколько соперников.

А что касается свободных зон, то они могут возникать за счет трех действий. Первое действие. Уход фланговых игроков к самой бровке. Не в двух метрах от нее, а в одном сантиметре! 

В этом случае, оборона соперника будет невольно растягиваться, так как флангового бровочника соперника нельзя оставлять без внимания. И второй способ. Он - классический.

Для создания свободного пространства или свободной зоны, обычно, уводят опекающего защитника на фланг, чтобы создать дыру в центре или уводят в центр, чтобы создать пространство на фланге. 

Есть еще и третий способ - глубокая посадка команды к линии своей штрафной. В этом случае, увеличивается пространство для скоростной контратаки. Других вариантов нет. Во всяком случае, я других способов не знаю.

Но, не только о свободных зонах нужно думать, атакуя соперника. Нужно чаще пользоваться очень эффективным приемом прорыва обороны с помощью стенки - приема, который я в последнее время вижу все реже и реже.

Этим приемом, в далекие семидесятые годы прошлого столетия прекрасно владели московские спартаковцы. Но, это было давно. А сейчас остается только вспоминать об этом.

И это еще не все. Нужно не только уметь создавать свободные зоны, но и уметь использовать существующие на поле, о чем я уже частично сказал.

Нужно уметь использовать гидропринцип - свойство команды не оставлять без внимания ни одной свободной зоны. Теперь уже сказал все. 



понедельник, 6 декабря 2021 г.

Мощность футболиста

 


                

                     Мощность футболиста



Андрей Филлипов сделал следующий комментарий: "Здравствуйте, Александр, в своих роликах вы неоднократно приводите примеры подхода к самосовершенствованию людей, которые занимаются другими видами спорта. Вы говорите, что метатели ножей тренируются 4-6 часов, балерины от 6 и больше, гимнастки 8 часов. Но почему тогда вы говорите, что футболисты должны тренироваться с мячом максимум 4 часа? Неужели футболисты не могут тренироваться 5 или 6 или 8 часов? Чем мы хуже?" - хорошие вопросы.

С удовольствием отвечу. Но, начну я с неожиданной темы. Ребята, вы знаете, что такое мощность? Мощность это затраченная энергия в единицу времени. 

Представьте, что двум косарям предложили скосить по гектару пшеницы обычной косой. И при этом сказали, что приз достанется тому, кто сделает это быстрее другого.

После стартового свистка выяснилось, что первый косарь скосил пшеницу на гектаре за двенадцать часов, а другой за десять часов. Если техника скашивания растений у этих косарей приблизительно одинакова, то энергия, которую каждый из них затратил на скашивание гектара, приблизительно одна и та же.

Разница только во времени скашивания. Если мы разделим энергию, затраченную косарями на время их работы, то получим мощность этих работников. У того, что скосил гектар за меньшее время, мощность больше, нежели у конкурента.

Все дело, ребята в мощности, с которой тренируются те или иные спортсмены и артисты. Одно дело, когда ты кидаешь ножи в деревянный щит с расстояния в пять метров, и совсем другое дело, когда ты бьешь по воротам столько же раз, сколько и метатель ножей, но с расстояния двадцать пять метров.

Энергия броска ножа не входит ни в какое сравнение с ударом по воротам. Удар футболиста в разы, если не на порядок выше по своей энергозатратности. А теперь давайте сравним, какие расстояния в процессе тренировки преодолевают метатели ножей и какие футболисты.

Если метатель ножей смещается за все время тренировки на двести метров, то футболист, за время тренировки может преодолеть десять километров. Разницу чувствуете? 

Сравнение будет аналогичным, если сравнить деятельность балерин и футболистов. Все дело в мощности тренирования. За час футболист потратит сто единиц энергии, а за это же время метатель ножей потратит 12-15 единиц энергии. 

Деятельность балерин, безусловно более затратная в плане энергии по сравнению с метателями ножей, но футболистам их мощность репетирования будет уступать. Дорогой Андрей!

Интенсивность тренировки это и есть усредненная мощность футболистов, участвовавших в тренировке. Если постоянно делать рывки, ускорения, прыжки, отжимания, другие силовые упражнения, то к концу такой тренировки язык точно ляжет на плечо. 

Задача тренера, при планировании тренировочного процесса, это не выжимание футболиста, как лимона, а овладение техникой и овладение теми техническими элементами, которые были до этого момента неведомы футболисту. Это разучивание и шлифование различных домашних заготовок.

Это работа по фрагментарному моделированию игры и многое другое. Тогда можно тренироваться и пять и шесть часов в день.

Но, если футболистов заставляют работать на тренировке с лошадиной мощностью, то два часа такой тренировки это время, близкое к пределу.

Тренеры или не понимают или не хотят понимать, но каждая минута тренировки - на вес золота в плане работы над техническим сегментом мастерства футболиста. А тренеры, по непонятным мне причинам, вместо работы над техникой, гоняют футболистов, как сидоровых коз, очевидно думая, что чем больше они гоняют футболистов, тем успешнее последние будут в игре.

Это глубокое заблуждение. А если еще точнее, то глупость. Нельзя забывать о статических тренировках, которые по своей эффективности равны динамическим. Но, кто их будет проводить? Те, кто не могут правильно организовать динамическую тренировку? 

Грустно. Для того, чтобы тренироваться по восемь часов, дорогой мой Андрей, нужно отказаться от лошадиных нагрузок и вместо легкоатлетического мусора, заняться техникой. Но, если уменьшить нагрузки (подразумеваем мощность) в два раза, то чем тренер заполнит тренировку? Ведь техникой, подавляющее большинство из них никогда не занимались.

Тестированием также не занимались. Чем они заполнят тренировку? Именно поэтому, никакой техники на тренировках не будет. А будет беготня, двухсторонка и квадраты - вершина творческой мысли современного среднестатистического тренера. А если говорить точнее и честнее, то не вершина творческой мысли, а глубина творческого падения.

 Удары, в частности удар шведой, выверенные по силе передачи, нюансы главного обманного движения, точные диагонали, одинарный и двойной переступы, причем у последнего есть секрет, неведомый даже ТОП-футболистам. Почему я уверен в этом? Да потому, что на футбольных полях я ни разу не видел правильного исполнения двойного переступа. Также я не упомянул о приеме жестких и сверхжестких передач, провокационные передачи в разрез и на ход - весь этот "мусор" не интересует современного тренера.

Так что, ожидать увеличения тренировок по времени не приходится. Тренеры просто не будут знать, чем их наполнять. А тем моим оппонентам, которые заявляют, что, видите ли, в футболе, в том числе и детском, тренеры занимаются техникой, советую провести эксперимент.

Для него вам нужно иметь мяч и два шеста. Ставите мяч в точке А и один из шестов ставите в точку Б, которая расположена от точки А на расстоянии 15 метров. Мысленно соединяете эти две точки прямой, на половине расстояния которой ставите второй шест. Но, ставите его не на прямой, а со смещением в один метр влево для правоногих тренеров, и со смещением один метр вправо для левоногих тренеров и просите тестируемого тренера ударить по мячу правой ногой так, чтобы он обошел срединный шест слева и пролетел мимо второго шеста справа.

Этот тест называется проверкой на умение бить шведой рабочей ногой. Если вам этого будет мало, то попросите тренера обойти любого из своих воспитанников с помощью главного обманного движения или с помощью двойного переступа.

Вы еще не поняли, к чему я это все веду? Да к тому, что, прежде, чем чему-то научить воспитанников, нужно самому что-то уметь делать или, по крайнем мере, знать, как это делается. А вот с этим у нас большие проблемы.

Откуда появится техника, если легкоатлет с футбольным уклоном, закончивший свою карьеру, учит воспитанников, которые также становятся легкоатлетами с футбольным уклоном и которые, в свою очередь, после окончания карьеры футболиста покупают корочки и, подобно свои учителям, также лепят из талантливых мальчишек легкоатлетов с футбольным уклоном.

Кто разорвет этот замкнутый круг? Кто избавит футбол от этого порочного круга? Кто? Не знаете? А я знаю. Это сделает тот, с чьим мнением придется считаться футбольному руководству страны. А это случится только тогда, когда такой тренер привезет в страну кубок мира или, как минимум кубок лиги чемпионов.

Только так этот тренер-энтузиаст сможет создать свою школу тренеров и, дай Бог, школу футбольных Наставников. Все это он сделает в формате невиданного национального эксперимента при поддержке национальной финансовой элиты. 

С этого момента футбол забеременеет новой футбольной идеологией, а через несколько лет явятся футбольному миру футбольные Наставники и футбольные тренеры нового типа.

Только так можно ожидать разрыва порочного замкнутого футбольного круга, когда уходящее поколение малограмотных футбольных спецов передает свои знания молодежи, а те, состарившись, эти же знания будут передавать новому поколению. Только так можно ожидать явления миллиардам футбольных болельщиков новой футбольной эры, описать которую самыми восторженными словами очень трудно. Почти невозможно. 

Настоящее счастье испытают те, кто это увидит своими глазами. Завидую им. В принципе, на вопросы я ответил. Надеюсь, что объяснил свою позицию достаточно ясно.




четверг, 2 декабря 2021 г.

Футбольный тренер: кто он такой?

 


            Футбольный тренер: кто он такой?



Ко мне часто обращаются детские и не только тренеры. Их вопросы однозначно говорят о том, что они не просто не владеют информацией, которой должен владеть тренер. Они вообще не знают сферу своей деятельности. Не все, конечно, но, увы, подавляющее большинство.

Ребята! Извините меня за резкость и за прямоту. Возможно, благодаря моей нулевой дипломатичности в этом вопросе, хотя бы один из тренеров задумается. А это уже будет плюсом для меня.

Ловлю себя на мысли, что большинство роликов это взгляд на один и тот же предмет, только с разных ракурсов. И все эти ракурсы позволяют увидеть этот предмет во всем цветовом его разнообразии.

Я ведь о тренере, о его образовании, о его функциональности говорил не один раз. И каждый раз меня посещают новые мысли, как бы нащупываю новый ракурс взгляда на эту тему.

Давайте вместе со мной попробуем ответить на этот, казалось бы, очень простой вопрос. Вначале о понятии "коуч". Все знают, что это тренер. Изначально этим словом называли транспортное средство, которое перевозило клиента из точки А в точку Б. Аналогично и коуч, который ведет молодого футболиста из нулевой точки мастерства в точку профессионального уровня.

Венгры такое транспортное средство называли коч. Вы не задумывались над значением слова "кучер", которое было повсеместно употребимым в 19 и ранее веке? Кучер - человек, который везет клиента из точки А в точку Б. Коуч и кучер номинально делают одно и тоже, только по-разному и в разном формате.

Вернемся от повозок к футболу. Так кто же такой тренер? Одни скажут, что это специалист, который обучает молодых футболистов футбольному ремеслу. Да, это будет правильно. 

Другие скажут, что это специалист, который создает команду и они тоже будут правы. Так в чем же основная функция тренера? В обучении молодых футболистов или в создании команды? Как вы думаете?

Кто-то недавно мне оппонировал, заявляя, что между Наставником и тренером никакой разницы нет. Я согласен - сейчас нет. Почему сейчас? Да потому, что современный футбол это сопливый мальчик в коротких штанишках.

Кстати, другой мой оппонент возражал мне в том, что, мол, современный футбол это не сопливый мальчишка а крепкий и умелый молодой человек, полный сил. Каждый из нас видит футбол по-разному.

В 1999 году я бы согласился со всеми своими оппонентами, но, после 2000 года, когда я бросил все свои дела и окунулся головой в футбол, то увидел, что современному футболу до юноши, как до Луны, а если точнее, как до соседней Галактики.

Сопли этого мальчишки я вижу за километр. Сопливость уровня взгляда на футбол я вижу, в том числе, в равнозначности понятий тренер и Наставник. Кстати, слово "Наставник" я всегда пишу с большой буквы, понимая насколько значим этот уровень.

Между понятием Наставник и тренер - пропасть, величиной в космос. Чтобы не сильно вам пудрить мозги, выскажусь максимально лаконично.

Тренер это тот специалист, который отвечает за качество проведения тренировки, за обучение отдельных футболистов, за проверку их домашних заданий и за согласование наполнения тренировок конкретным содержанием с Наставником команды.

Функции Наставника намного масштабнее. Это он планирует тренировки, исходя из складывающейся конъюнктуры текущего момента. Другими словами, он планирует тренировку такой, какая будет максимально эффективной, с учетом количества больных футболистов, с учетом выявленных ошибок в прошедших матчах, с учетом подготовки к следующему турниру.

Это он отвечает за внутрикомандную атмосферу, за уровень командного духа, за внутрикомандное духовное единство. Когда в нашем мире высшее футбольное обучение специалистов будет подразделяться на обучение тренеров и обучение Наставников, тогда мы увидим футбол в виде молодого юноши.

А сейчас пока мы видим сопли в два ручья. Скажу более того. За последний год я изменил свое отношение к современному футболу и вижу его сопливым мальчишкой в два ручья, а младенцем, которого запеленали и во рту которого торчит соска.

И для повышения своей значимости, не имея возможности двигаться из-за ограниченности своего мировоззрения в виде закутанности, он кричит что есть сил, будто от силы его крика можно судить о его зрелости. 

Я уже миллион раз говорил о том, что Наставник, а ныне просто тренер это тот специалист, который создает команду. Повторю в очередной раз. В футбольной науке и практике нет определения футбольной команды. 

Ею даже не пахнет. Поэтому и футбольной науки нет, так как  наука не может существовать без определения ключевого фундаментального понятия, с которого начинаются международные правила футбола.

А так как нет определения, т.е. нет инструментария для создания команды, то тренеры, каждый из них, поют свою песню на эту тему. Одни говорят, что команда это единый механизм, другие - единая семья, третьи - собрание единомышленников и т.д.

Определение понятия футбольной команды я слышу очень часто, но речь идет не об определении, высказанным Васей Пупкиным, купившим вчера лицензию, а о научном определении этого понятия, которого увы нет. Если кто-то не услышал, то повторю. Речь идет о научном, в третий раз повторю, научном определении понятия "футбольная команда".

Каким оно должно быть? Вы это хотите спросить? Оно должно быть таким, чтобы в нем нынешний тренер видел инструментарий для создания команды высокого игрового уровня. Даже не высокого, а наивысшего уровня - эталона команды.

А когда есть эталон, то есть и маяк на который нужно ориентироваться, есть та вершина, к подножью которой нужно найти тропинку, чтобы ее штурмовать. Если мы говорим, что команда это единая семья, то является ли такое определение инструментарием для работы тренера? 

Конечно же нет. Понятие "семья" у каждого разное. Но, допустим, что тренер правильно понимает понятие "семья". И что дальше?

Его футболисты чувствуют себя, как члены какой-то семьи. Но, родственностью разве можно обыгрывать соперников? Совершенно очевидно, что этого мало.

Поэтому такие определения, как "одна семья" или "единая семья" или "единый механизм" или еще как-то не пляшет для конкретной работы по созданию команды. Вот и выходит, что сто процентов тренеров создают то, не знают что.

Вы возмущены моей категоричностью насчет ста процентов? Да, я, пожалуй, категоричен, но единицы тренеров, которые понимают, что они создают и к чему нужно стремиться, это даже не один процент от общего количества тренеров, а его жалкие доли, что тянет только на исключение, которое лишь подтверждает правило.

Единицы из футбольных тренеров свое личное понимание понятия "футбольная команда" воплощают в практику своей работы, в результате чего у них получается довольно-таки неплохо, но дальше они двигаться не могут, так как у них нет маяка - нет научного, я еще раз хочу повторить, нет научного определения понятия "футбольная команда", без которого ни о каком супермаяке, ни о какой конечной мегацели работы тренера не может быть и речи.

Я не хочу и не буду здесь расшифровывать свой вариант понятия "футбольная команда", над которым я думал не один год. Свое определение я уже не раз давал на канале. Скажу только то, что создание команды для тренера это запущенный им процесс кристаллизации внутрикомандного единства, командного духа до уровня монолитности.

Но, это только лишь одна из граней сияющего бриллианта под названием "футбольная команда". О других гранях говорить не буду, так как статья превратится в книгу.  

Двадцать первый век не шепчет, а кричит во все горло сильным мира сего от футбола, что пора понять, что работа с командой имеет два уровня: уровень тренера и уровень Наставника. А если так, то и школы подготовки этих двух специалистов должны быть разными, так как уровень знаний того или другого несоизмеримо разнится.

И пока этого не случится, лично я буду видеть, пока жив,  две длинных сопли, свисающих из носа современного футбола. Это в лучшем случае. А в худшем - пустышку во рту. Но, пока двухуровневое образование футбольных тренеров  не просматривается на горизонте, будем исходить из того, что имеем.

Т.е., не ведая этого, современный тренер выполняет функцию и Наставника и тренера одновременно. Что это значит? 

А это значит, что он должен думать не только о планировании тренировок, об оперативной коррекции их содержания, но и о внутрикомандной атмосфере, о том, как этот внутрикомандный дух укреплять, кристаллизовывать, приближая его к духовному монолиту.

Современный тренер должен понимать, что футбольная команда это не  только взаимоотношения между игроками на поле, но и вне его. Современный тренер должен решать следующие проблемы и задачи:

1. Физическая подготовка

2. Техническая подготовка

3. Тактическая подготовка (искусство амплуального маневрирования)

4. Игровая дисциплина

5. Спортивный режим

6. Контроль и коррекция внутрикомандной атмосферы

7. Формирование селекционного фильтра, когда появляется необходимость отбирать одного из нескольких кандидатов. 

8. Организация внутрикомандного соревнования.

9. Личные беседы с футболистами и беседы с командой в формате собрания.

10. Фрагментарное моделирование игры, с учетом выявленных ошибок.

11. Оптимизация тренировочного процесса.

12. Всяческое стимулирование индивидуальной работы воспитанников.

13. Справедливая контрактная политика клуба.

Если все эти вопросы будут разрешены на высоком уровне, то такого тренера можно смело называть высоким профессионалом. Это самая скромная оценка такого тренера. 

А по факту, тренер, который решит все вопросы по одиннадцати пунктам на уровне удовлетворительно, без всяких сомнений, будет лучшим тренером на планете Земля. Я в этом уверен абсолютно.

Обратите внимание на то, что ни одного слова не говорю о результатах выступления команды. Это бессмысленно, так как результат любой игры и любого турнира это следствие работы по озвученным одиннадцати пунктам.

Мне бы следовало расшифровать все эти тринадцать пунктов, но тогда этой статье и ролику не будет конца. Для тех, кто боится цифры тринадцать, рекомендую любой из пунктов разделить на два подпункта и суеверный страх исчезнет, как роса на Солнце. 

Лучше, если я выскажусь обстоятельно полноформатно об этом в книге. А книга будет называться: "Футбольный тренер: тайна безоговорочного успеха". 

Когда я ее выложу на блоге и канале? Не знаю. Планирую все свои книги написать зимой. Помимо существующих, их будет  девять. Материал наработан и продуман. Главное - эффективность вкладываемой в книгу информации.

Запланированные футбольные книги тематической направленности это 25-40 страниц текста. Воды - ноль, а плотность информации - высокая. Над каждой книгой придется попотеть неделю - не меньше.

Первая из запланированных книг это "Принципы в футболе". Эта книга с максимальной информационной эффективностью и полезностью. Она пополнит авторскую библиотеку футбольного тренера, где уже есть такие книги, как "Вечно бриллиантовый..." и "Ключ к двери, ведущей...".

Четвертой книгой в тренерской библиотеке будет книга "Футбольный тренер: тайна безоговорочного успеха". Еще семь книг пополнят библиотеку футболиста, где уже есть семь амплуальных книг и пакет упражнений для самостоятельной работы.

Что это за семь новых книг для футболиста? Это будут книги в виде пошаговой инструкции для самосовершенствования футболистов того или иного амплуа.

Не планировал, но невольно анонсировал свою работу на зиму. Буду заканчивать, так как ролик и статья получились совсем не маленькими.