Не родись декабрьским, а родись январским!
Подписчик канала Евгений попросил меня прокомментировать статью, которая была опубликована в интернет-издании спорт-экспресс. Эта статья была написана Гошей Черновым.
Статья называется "В российском футболе большая беда - дискриминация по месяцу рождения". Приватно я высказал свою точку зрения на эту проблему. Надеюсь, что, хоть частично, но я удовлетворил, желание автора просьбы.
Но, тема настолько актуальна, прежде всего для тренеров, что публичное молчание было бы неправильным с моей стороны. Именно поэтому я и записал этот ролик и выложил статью у себя на блоге.
Для тех, кто ленится найти эту статью и прочитать, сделаю небольшую услугу и расскажу вкратце, о чем эта статья. Она посвящена тому, что в детско-юношеском футболе доминируют январские ребята по отношению к декабрьским.
Причем это доминирование проявлено не только в рамках постсоветского футбола, но и в Европе, хотя и в меньшей степени. В общем, мировой футбол сам свидетельствует против себя.
Как говорится, коню понятно, что ребенок, который родился в январе будет, во-первых физически сильнее ребенка, который родился в декабре, т.е. почти на год младше. Особенно ярко это различие замечается, когда детям до 13 лет.
Как известно, подавляющее большинство тренеров считают своей визитной карточкой результаты выступлений его воспитанников на различных турнирах. Другими словами, результат любой ценой!
Какой конкретно ценой? Это цена страшная и бесчеловечная. Тренеры плюют на футбольные судьбы мальчишек и выжимают из них все, что можно выжать. А это, прежде всего, физические данные детей.
Так как обучать большинство тренеров не умеет, как и в равной степени иметь желание это делать, они делают ставку на физику. Другими словами, мы ничего не умеем и наши соперники ничего не умеют. Следовательно, мы должны их перебегать и перетолкать.
А что для этого нужно? Правильно. Для этого на тренировках нужно сделать акцент на физику. Этот акцент можно еще усилить включением в основной состав январских ребят, которые взрослее, а следовательно сильнее и быстрее более младших партнеров.
И пусть разница в показателях небольшая, но она есть. Вот почему мы видим в основных составах ребят до 13 лет преобладание январских мальчишек. Это не мое мнение. Это свидетельство статистики.
В своей преступной гонке за результатами, тренеры забывают, что они - не вершители судеб мальчишек, решая, кому выходить на поле, кому сидеть на банке, а кого отправлять за ворота футбольного клуба или школы, а, прежде всего, коучи - т.е. те специалисты, которые обучают детей и способствуют перемещению их из пункта А в пункт Б, т.е. со старта обучения ребенка в шесть лет до успешного просмотра в профессиональную команду.
Я уже молчу по поводу главного назначения тренеров, того назначения, о котором очень мало из них знают и понимают. А их главное назначение - создавать команду. И доводить ее костяк до профессионального уровня, а не гордиться тем, что у них Петров или Сидоров играют в клубе премьер-лиги.
Не игроками, дорогие мои тренеры, нужно гордиться, а в первую очередь созданной командой, которая ледоколом прошла в премьер-лигу и даже выше. Вернусь к теме.
Итак, тренеры делают акцент на физику, игнорируя полностью, я подчеркиваю, полностью формирование технического арсенала отдельных футболистов на высоком уровне. У одного умника-тренера команды премьер-лиги спросили, почему он не работает над техникой футболистов. Знаете, что он ответил?
Он сказал следующее: "Техника? Это в ДЮСШ". Это дословная цитата горе-тренера. Это его заявление было публичным, и я с удовольствием озвучил бы его фамилию, но, увы, забыл, как и забыл источник информации.
У таких, с позволения сказать, тренеров я бы незамедлительно, в этот же день и час после озвучивания подобной цитаты, отбирал бы навечно тренерскую лицензию. Таким тренерам - место на рынке или в любом другом месте, которое не имеет ни малейшего отношения к футболу. Таких на километр нельзя подпускать к стадионам и тренировочным полям.
Такая фраза говорит о том, что человек не понимает суть футбольного мастерства, фундаментом которого является ее величество мышечная память. Тренеров не учат тому, что мышечную память всего технического арсенала нужно постоянно поддерживать и, самое главное, периодически тестировать, чтобы понимать, кто из футболистов работает самостоятельно (а это обязательно даже для игроков ТОП-клубов Европы), а кто - нет.
Каков уровень техники у футболистов постсоветского пространства? Нулевой? Нет, нет. Совсем не нулевой, но и не высокий. Он - плинтусный. А плинтус, как известно, выше пола. Согласны?
Да, есть отдельные игроки, у которых уровень техники удовлетворительный, но не более. Но таких - единицы. Остальные живут на плинтусе. И что удивляет и поражает, так это то, что тренеры удовлетворены таким уровнем техники.
Я сейчас не буду раскладывать по молекулам технический арсенал, так как это не тема для разговора. Обращаюсь к тем тренерам, которые считают, что техникой нужно заниматься только в ДЮСШ, а не во взрослом футболе.
До тех пор, пока вы будете так думать, господа хорошие, наш футбол так и будет валяться на обочине мирового футбола. Да, большие деньги - хорошая мотивация для самосовершенствования и высокого уровня спортивной дисциплины.
Но, и это не всегда работает. Человеку свойственно быстро привыкать к обстоятельствам, в том числе и финансовым. И он часто считает, что действительно заслуживает этих огромных денег только потому, что свое царственное тело он приводит на тренировку.
А если денег в клубах нет, то как тогда противостоять зажиревшей и самовлюбленной Европе? Только с помощью внедрения в футбольную практику новой футбольной идеологии тренировочного процесса.
Это безальтернативный вариант. Если этого не делать, то богатые футбольные клубы всегда и можно сказать вечно будут доминировать над финансово слабыми клубами. А как изменить ситуацию в нашу пользу я сказал.
Только вот незадача - слишком мелок я в глазах наших футбольных руководителей. А вывод прост - не ждите изменений на лучшее в ближайшие годы и, возможно даже десятилетия.
У меня надежда только на молодежь. На тех, кто слушая, услышит меня и станет моим последователем в деле реформирования убогого и бесперспективного современного футбола.
Как же меня далеко занесло. Прошу прощения. Ставка на январских вам ясна - они сильнее, быстрее и нередко умнее своих младших партнеров. Только с такими можно достигнуть желанного результата в турнирах и показать себя, как тренера во всем свете и цвете.
Уделяя максимум внимания физике, тренеры отсекают ребят от технического роста, делая их инвалидами, так как постоянные игры железобетонно закрепляют у футболистов неправильное исполнение тех или иных технических элементов. А это путь в никуда.
Вот почему наши детские и юношеские футбольные команды громят нередко европейские футбольные школы, а уже на молодежном уровне их успехи печальны. О взрослом футболе я уже не говорю. Это катастрофа.
Январским ребятам повезло. Они всегда, в своем большинстве востребованы тренерами. А вот судьба декабрьских часто незавидна. Многие отсеиваются тренерами, кто-то сидит, в лучшем случае на банке. А игра в основе это большое счастье для тех, кто родился в декабре.
Какой выход из ситуации, когда мальчишки и девчонки дискриминируются по месяцам рождения? Выхода нет. Точнее, в формате современного футбольного обучения его нет. Это факт.
А теперь представьте, что никаких турниров нет до 13 лет. Нет гонки за результатами у тренеров. Есть только игра один раз в две недели или раз в десять дней в формате товарищеской. После такой игры целая неделя посвящается анализу прошедшей игры, исправлению ошибок, самоанализу и т.д. Подобная работа плавно переходит в обычный тренировочный режим.
Когда нет гонки за результатами, тренерам нет смысла делать акцент на физику. И тогда они будут больше внимания уделять технике, присматриваться к физически слабым игрокам, пытаясь понять, насколько велик их потенциал.
Мне часто говорят, что дети бредят играми, не могут, мол, жить без них. Дети ведомы своими желаниями, что свойственно детям. На то они и дети, чтобы мало что понимать. На то и даны детям взрослые, чтобы направлять стремления детей в правильном направлении.
Взрослые должны понимать, что постоянные и частые игры детей это медленно действующий яд, который только через годы проявит свою мощь, когда все увидят совершеннолетних технически никудышных футболистов.
В миллионный раз повторяю. Игра технически неполноценных ребят это осознанное закрепление их неумений. И чем больше игр, тем мощнее это закрепление.
Технику нужно ставить на тренировках. О какой технике мы можем говорить, если в ютубе нет ни одного ролика, где расшифрован классический удар. Покажите мне тренера, которые безукоризненно исполняет классический удар и, самое главное, умеет обучать своих воспитанников всем нюансам этого удара.
Об ударе шведой говорить? Или итак все ясно? Думаю, ясно. С техникой выяснили. Чтобы ребятам на тренировках не было скучно, существует масса футбольных игр, как на поле, так и в зале. Например, игра в теннис ногами, игры три против двух, четыре против трех и т.д.
Кроме этого ребят также будут заинтересовывать смоделированные фрагменты игры. Фрагментарное моделирование - основа тренировок будущего. Почему этим не занимаются или занимаются очень мало современные тренеры? Они, или не могут найти время для этого, а чаще всего, не хотят грузить свою голову таким геморроем.
Ведь нужно еще продумать, как организовать все это на тренировке, чтобы не было простоев игроков. А это действительно геморрой.
Нет такого времени в сутках, чтобы освоить футбольную технику на сто процентов. А у нас тренеры стремятся к максимальной частоте игр, будто эти игры прибавят ребятам технику - смешно.
Некоторые тренеры, в последний день перед игрой дают ребятам нагрузки меньше обычного. Т.е. это уже не полноценная тренировка. Затем день игры выпадает из тренировочного процесса. Следующий после игры день также не блещет нагрузками.
По сути, из недельного цикла выпадает три дня! О каком техническом арсенале можно говорить, если вместо обучения ребята гоняют мяч на играх под сопровождение кричащих наставников, требующих результата? О каком? Я вас спрашиваю, дорогие мои любители участвовать в бесконечных турнирах.
Сколько оскорблений и унижений падает на головы детей с неокрепшей психикой со стороны недобросовестных тренеров! Вот вам цена так называемой игровой практики.
Мое предложение такое, в плане рассматриваемой темы. У любой футбольной школы, любого футбольного клуба должно быть две команды одного года. Одна команда - первого полугодия. Вторая - второго полугодия. И с тринадцати лет можно уже организовывать турниры, но не часто, где будут играть только команды первого полугодия или команды второго полугодия.
С пятнадцати лет такие две команды должны будут объединиться. В единую команду попадут лучшие игроки из двух команд. Остальным ребятам, в лучшем случае, сидеть в запасе, а худшем случае - искать команду, где их возьмут.
Понимаю, что мое предложение - утопия. Никто этим заниматься не будет. Но, моя задача - высказаться, а что будет в реальной жизни - от меня зависит мало, а точнее, никак не зависит.
С пятнадцати лет уже будут играть команды определенного года, без учета полугодия рождения. Еще раз повторю. Я понимаю, что мое предложение не идеально. Но, это намного лучше, нежели есть сейчас.
Наговорил я много, но, думаю, что думающие тренеры найдут в этом моем опусе рациональное зерно.