Дата: 2009-11-25
Футбольный Мастер:
семь граней совершенства
Эти понятия разнятся так, как небо и земля.
Способности футболиста - основа для того, чтобы стать профессиональным футболистом. Но, для того, чтобы стать футбольным Мастером этого явно недостаточно. Что для этого нужно?
Об этом будет сказано ниже. Каждый раз, когда упоминаю звание «футбольный Мастер», неизвестное современному футболу, вынужден подчеркивать разительное отличие между ним и званием «мастер спорта» по футболу, условия присвоения которого далеки от однозначности и от доминирования в них индивидуально-технических показателей.
Звание «мастер спорта» по футболу - атрибут советского и постсоветского трансфертного футбола. Звание «футбольный Мастер» - атрибут футбола будущего, атрибут той футбольной школы, того клуба, где создают Мастер-команду.
Звание «футбольный Мастер» присваивается только по индивидуально-техническим показателям и ЕЖЕГОДНО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ! Мастер спорта по футболу отличается от футбольного Мастера приблизительно так, как маляр, красящий подъезды домов, отличается от художников уровня, скажем, Шилова и Шемякина.
Извините, уважаемый Читатель, за долгое вступление. Но, без него обойтись невозможно, иначе нижеследующая информация будет казаться фантастикой или бредом, вызванным больным воображением.
И действительно, нижеследующая информация, для мастера спорта, фантастична и неправдоподобна. Итак, выяснили, что нижеследующие советы, пожелания, идеи, условия, тезисы, грани совершенства (как Вам больше нравится) предназначены исключительно для тех, кто хочет вырасти до уровня футбольного Мастера.
Обучение футболистов будет мало эффективным без учета нижеследующих советов. Извините за самоуверенность.
Первая грань
Это, скорее, аксиома, пренебрежение которой делает невозможным достижение уровня футбольного Мастера. Гласит эта аксиома следующее: одно из обязательных условий достижения уровня футбольного Мастера – ежедневный кропотливый труд.
Уверен, что практически никому из современных «звезд» это условие не будет по душе. Многие любят говорить о футбольном мастерстве, но не все понимают или не хотят понимать его природу. Мастерство это не манна небесная – оно с неба не упадет.
Люди разнятся стартовыми возможностями – талантами. Мастерство же появляется только в результате прибавления к таланту необходимой постоянной работы над собой. Формула мастерства очень проста:
МАСТЕРСТВО = ТАЛАНТ + ТРУД ;
Если талантов мало, то трудиться придется много, а если талантов много, то футбольного труда понадобится меньше. Но, в любом случае, без труда стать футбольным Мастером невозможно.
Вторая грань
Это физические кондиции – фундамент мастерства футболиста. Нет физической подготовки - нет техники, нет рывков, выносливости, нет ничего! Хотите стать футболистом №1?
Тогда забудьте о куреве, наркотиках, алкоголе и… вспомните пользу утренних пробежек и вечерних кроссов. Но, это не все. Если видите, что требования футбольного тренера слишком уж мягкие, то смело корректируйте нагрузки в сторону увеличения, но с одним условием.
Никогда и ни при каких обстоятельствах не проводите тренировки на пределе возможностей. Большие нагрузки это не предельные нагрузки! Берегите свое сердце!
Мне рассказывали, что в одной из самых крутых команд постсоветского пространства, футболисты на тренировках «рвали» от перенапряжения. Кто-то это делает от излишка алкоголя, а здесь от перегрузок.
Не буду называть фамилию прославленного тренера, доводившего подопечных до такого состояния. Это неправильно. Не забывайте о силовых упражнениях, но жестко придерживайтесь формулы:
ФК = Эит + Эк + ТФН;
где: ФК – физические кондиции; Эит – энергия, которую тратит футболист, выполняя необходимый ежедневный комплекс упражнений по повышению индивидуальной техники; Эк - энергия, которую тратит футболист, выполняя необходимый ежедневный комплекс упражнений по повышению командных игровых кондиций;
ТФН – традиционные физические нагрузки;
Чем выше мастерство футболиста, тем меньше ТФН. В идеале, ТФН должен стремиться к нулю. При грамотно построенном тренировочном процессе, практически вся энергия футболиста будет затрачена на шлифовку индивидуальной техники и элементов командной игры.
Если на ТФН не остается, ни времени, ни сил, то тренировочный процесс выстроен правильно. В футболе качки не нужны. В футболе нужна выносливость, быстрота, приемистость (рывковость) и индивидуальная техника.
А то, что практически все футбольные тренеры уделяют серьезное внимание общефизическим нагрузкам, то это вызывает только сожаление. Конечно, Вы можете возразить, что, мол, нужно иметь силы, чтобы толкаться, укладывать соперника на газон, держать за футболку и трусы.
Уверен, что уже улыбаетесь. Того, кто быстро бежит или мощно стартует, вначале попробуй догнать, а потом уже можно, и толкаться, и удерживать, и валить.
Третья грань
Индивидуальная техника. Футболист должен добиться того, что прием мяча им от «болвана» (футбольной пушки - (смотри книгу "КСФТО")), стреляющего ежесекундно с трех тестовых расстояний, должен осуществляться в коэффициентом, не ниже 0,7 (три ошибки из 10 выстрелов). Что, нет «болвана»?
Вопрос не ко мне. Для того, чтобы сконструировать футбольную пушку, много ума не нужно. Нужно осознание острой потребности в ней и немного денег на изготовление.
Также актуально вывести на высокий уровень показатели в футбольном кастинге (умение точно послать мяч в любую точку поля с любого расстояния). Здесь пальцы веером не помогут и звездный статус тоже. Здесь нужно много и упорно работать.
Пошаговые инструкции, методики расписывать не буду. Это может сделать практически каждый. И вообще, обучение технике футбола - дело весьма персонифицированное. Ведь у каждого тренера свое понимание индивидуального мастерства футболиста.
Теперь два слова об обводке соперника. Если у футболиста нет на вооружении ни одного приема обводки соперника, исполняемого с коэффициентом 0,7, то… ну, в общем, Вы понимаете.
Не могу не сказать об очень популярном сейчас приеме обводки соперника. В ногах у нападающего мяч. Он делает ложное движение правой ногой вправо, затем левой ногой влево, затем рывком уходит вправо.
Количество ложных движений каждый применяет по своему усмотрению.
Знакомо? Это не что иное, как "танец на мяче". Этот прием, при всей его внешней эффектности, мало эффективен.
Опытный защитник даже глазом не моргнет, когда увидит этот «танец».
Вспоминаю Гарринчу. На правом фланге атаки, где «промышлял» этот легендарный бразильcкий футболист, не было защитников, которые не поддались бы на его коронный финт.
Этот футбольный финт, на самом деле, элементарный. Его знают во всех детских спортивных школах. Почему нет таких ярких его исполнителей, как Гарринча? Все очень просто.
Для того, чтобы с убийственной эффективностью его исполнять, нужны хорошо развитые голеностопы и многочасовые тренировки по шлифовке этого футбольного финта. Забыл рассказать о самом финте.
Нападающий, находящийся, допустим, на правом фланге, держит мяч у правой ноги, приближаясь к защитнику. Затем, достигнув критического расстояния, делает резкий и мощный выпад левой ногой влево, перекладывая, при этом, весь корпус на левую ногу.
Защитник не может не отреагировать на движение корпуса соперника и обязательно начнет смещение вправо от того места, где он стоял, переложив вес тела на правую ногу. Вот здесь-то нападающий и делает мощный толчок левой ногой и уходит вправо. Защитник остается беспомощным.
Кто этим занимается? Ответ Вы знаете. Знаете, почему этот футбольный финт эффективен? Потому, что ложное движение делает не нога, а все тело!
А это во сто крат труднее, чем танцевать на мяче. Это главный принцип, который должен быть положен в основу техники футбольных финтов и обучения футбольным финтам. Здесь нужны хорошо натренированные связки и соответствующие группы мышц.
Финты футболистов в современном футболе, как правило, направлены на то, чтобы приостановить преследование соперника или выиграть десятые доли секунды для овладения мячом. Обводкой соперника в полном смысле этого слова сейчас мало кто занимается.
Правильно ли это? Думаю, что нет. Несмотря на большие скорости современного футбола, несмотря на сверхжесткую игру, востребованность в обводке соперника существует.
Неотъемлемой частью индивидуального мастерства футболиста является ударное искусство. Вы знаете, кто такой евнух? Это тот мужчина, который подвергся процедуре оскопления – удаления не только половых желез, но и самого пениса. Евнухи султановских гаремов носили в своих чалмах серебряные трубочки для того, чтобы справить нужду и не осрамиться.
Футболист, который не владеет ударным искусством – футбольный евнух. Что он может сделать чужым воротам? Тот, кто умеет бить только одной ногой – футбольный калека. Что, жестко? Зато правдиво.
Известнейший футболист на всем постсоветском пространстве, в приватной беседе со мной, сказал:«Бить обеими ногами (с удивлением посмотрел на меня)? Лично мне достаточно было и одной ноги».
Сила удара в футболе и точность удара в футболе это те важнейшие инструменты, без которых невозможно говорить о должном поражающем потенциале команды. Идеальный вариант - сила и точность, слитые воедино. Но, это бывает крайне редко, увы.
Мы боимся белое назвать белым, а черное – черным. Всячески оправдываем лень и нежелание работать над собой своих кумиров.
Четвертая грань
Видение поля. Что это? Кто дал определение этому понятию? Ответ – никто. И я не буду давать. Не буду потому, что это безбрежная тема. Ограничимся двумя составляющими – футбольным кастингом, о котором уже сказано, и умением мгновенно находить оптимальные решения на футбольном поле, фундаментом которого является развитое чувство красоты.
О красоте я писал в отдельной статье, и поэтому, повторяться не буду. Уметь видеть футбольное поле должны все игроки команды, а не, так называемые, диспетчеры.
Пятая грань
Командное мастерство. Это то, что практически неведомо современному футболу. Много ли Вы можете назвать игровых ситуаций, когда не один или два, а три и более игрока участвует в заранее продуманных действиях?
Угловые? Лучше об этом ужасе не вспоминать. Когда плотность игроков в штрафной площадке такова, что на одном квадратном метре два игрока, и все толкают и держат друг друга за трусы и майки, то о каких продуманных действиях можно говорить? Что еще? Ничего! Увы, ничего.
А как насчет одного игрока? Здесь, конечно, можно вспомнить и штрафные, когда один пробивает, а партнер делает рывок для получения мяча или один пробивает, а партнер наносит удар по мячу, неожиданно для соперника, переданному ему. Это все понятно. А что еще?
Вряд ли Вы вспомните что-либо оригинальное и полезное. Я тоже не вспомню. И, тем не менее, потенциал командной игры практически не востребован. Приведу пример.
Все мы тысячи раз видели, как после угловых, фланговых навесов, фланговых штрафных, мяч, миновав все головы и ноги в штрафной площадке, спокойно уходит за противоположную боковую линию. Видели? Разумеется.
А между тем, мяч из игры может и не выходить. Спросите как? Да элементарно. Один из игроков нападающей команды ОБЯЗАН страховать предполагаемую траекторию полета мяча на противоположном фланге. Это что, трудно сделать?
Для такого элементарного приема ведения командной игры достаточно одной извилины. Почему этого не делается? Догадайтесь сами. Вы часто видите, как после удара по воротам на вратаря набегают два игрока нападающей стороны?
К сожалению, это происходит нечасто, а должно быть в 80% случаев произведенных ударов. Почему этого нет? Да потому, что приходится делать рывок, в эффективности которого игрок сомневается и… ленится.
А делать такой рывок игрок, который стоит ближе других партнеров к вратарю, просто обязан! Командное мастерство это умение заменять друг друга, кардинально меняя игровые амплуа, это отработанные до автоматизма 6-7 вариантов розыгрыша штрафных ударов и 3-4 варианта розыгрыша штрафных ударов, это безукоризненное создание искусственного положения вне игры, это ситуативное создание численного преимущества на отдельном участке футбольного поля с активным применением «стенки» и многое другое.
Мне иногда смешно наблюдать, как игрок идет вперед и останавливается, передавая мяч другому, несмотря на то, что перед ним открытое пространство, и можно беспрепятственно пробежать с мячом еще несколько метров, вытянув на себя защитника и облегчив задачу своим нападающим.
Знаете, почему он останавливается?
Потому, что выходит за пределы своей амплуальной территории! А должно быть все по-другому. Когда защитник идет вперед, то его партнер, находящийся рядом, должен занять место своего партнера, бегущего вперед с футбольным мячом.
Почему этого нет? Потому, что тотальный футбол – предмет демагогии, а не реальных дел. Поверьте, всего не расскажешь. Для того, чтобы быть полноценным участником командных действий, нужно развить в себе тотальное приятие не только партнеров, но и тренерских указаний.
Шестая грань
Внутрикомандная совместимость. Об этом сегменте долго распространяться не буду. Скажу только то, что любить и уважать нужно всех своих партнеров, независимо от их формы носа, ушей, тембра голоса, привычек и т.д. Помните и никогда не забывайте – как аукнется, так и откликнется!!!
Седьмая грань
Послушание. Абсолютно дикий и, часто, неприемлемый сегмент в современном футболе. Увы, но футболистов, в рамках беспрекословного послушания, Вы можете и не найти. Их очень мало.
И это не удивительно. Ведь для того, чтобы воспитать, нужны воспитатели. Эту мысль, если хотите, можете довести до конца самостоятельно. Если игроки команды:
- пререкаются с тренером;
- спорят с судьей;
то на перспективах такой команды можно смело ставить крест. Все вышеизложенное – легкие штрихи к портрету, а не сам портрет. Для того, чтобы высказаться основательно, необходимо писать книгу, что, рано или поздно, сделаю.
Дерзайте и помните: решения всех проблем – внутри Вас, реализация целей – внутри Вас, а складывающиеся обстоятельства – посильный для Вас шанс реализовать задуманное!
Хорошая статья)Мне кажется одна из самых лучших в этом блоге!
ОтветитьУдалитьПобольше бы таких)А насчёт Гарринча,действительно классный футболист)