Самый опасный штрафной удар
Вы никогда не задумывались над тем, почему, при розыгрыше штрафного удара, мяч летит под перекладину, недалеко от "девятки", и вратарь бессилен его достать, а при аналогичном штрафном, совсем в другом матче, вратарь не просто парирует такой удар, а иногда даже ловит его?
Как такое может быть? На самом деле, все очень просто. Сейчас в воротах "коротышек" вы днем с огнем не найдете. Как правило, в воротах стоят ребята с минимальным ростом в 180 см. А средний рост вратарей колеблется в пределах 185-187 см.
К чему я об этом говорю? Думаю, что вы уже все поняли. Любой вратарь спокойно выпрыгивает не просто выше перекладины, а иногда и на 30-40 см выше ее. Все "не берущиеся" удары это, как правило, следствие неправильно выбранной позиции вратарем перед ударом.
Иногда мячи залетают в ворота, при движении вратаря в ту или иную сторону. Т.е., вратарь решил, что мяч будет послан в незащищенный им угол, и при разбеге пробивающего, он начинает смещаться в сторону возможного направления удара.
И если мяч летит совсем в другую сторону, то получается, что вратаря поймали на противоходе. Кстати, не могу не сказать несколько слов о противоходе. Для высокопрофессиональных хавбеков и нападов это страшное оружие.
Классический сценарий вратарской трагедии следующий. Соперник бежит параллельно линии штрафной площадки (скажем, от левого фланга атаки к правому). Что делает, как правило, вратарь? Он инстинктивно начинает двигаться в ту же сторону, куда бежит соперник с мячом.
И если в момент такого движения вратаря, игрок нападающей команды производит удар по воротам, то очень часто застает врасплох вратаря. Ведь последний, двигаясь вдоль линии ворот, делает правую ногу опорной. А когда мяч летит под опорную ногу, то уже просто нет времени менять опорную ногу и отталкиваться в сторону удара.
Вратарь физически не успевает это сделать! И в такой ситуации, он вынужден складываться в том положении. в каком находится. В результате, получается так, что он не в состоянии преградить полет мячу, движущемуся всего в одном метре от опорной ноги.
Некоторые болельщики удивляются (особенно те, которые, или мало играли в футбол, или не играли в него вообще), почему вратарь не смог парировать мяч, которые влетел в ворота на расстоянии двух метров от стойки.
Вернусь к штрафному. Причиной поражения ворот может быть не только движение вратаря во время удара, но и неправильно выбранная или неправильно угаданная позиция в воротах. Вот почему одни штрафные заканчиваются поражающим ударом в верхний угол, когда руки вратаря не достают до места пересечения мячом линии ворот на 30-40 см, а другие штрафные, пробитые из этой же точки в том же направлении, легко не только парируются, но и ловятся вратарем.
Получается, что со штрафного удара нельзя гарантированно поразить ворота? Да, именно так. Более того, далеко не все удары имеют достаточную скорость полета мяча, что облегчает задачу вратарю. Вопрос.
Как производить удары со штрафного, чтобы каждый из них представлял опасность для вратаря, независимо от того, какую он выбрал позицию в воротах? Такой удар возможен?
Вы будете удивлены, но такой удар не только возможен, но и реален для овладения им практически любым футболистом. В чем его секрет?
Я уже об этом говорил. Подробно рассказывал. Но, эти удары не популярны в современном футболе. А причина непопулярности очень проста. Для того, чтобы с помощью такого удара попасть в рамку ворот, необходимо овладеть определенным навыком.
Это удар повышенной сложности для исполнителя. О нем я подробно рассказывал, описывая три вида контрового наката. Очень часто информация не воспринимается после одноразового ее озвучивания. Осознанно делаю это во второй раз, чтобы более глубоко, во всех деталях, донести необходимую информацию, как до тренеров, так и до футболистов.
В последнее время большую популярность обрели такие удары по воротам, как наклболы, дипы, дедболы и другие экстравагантные удары. Они прикольные, эффектные, иногда очень опасные. Но, у них у всех есть один серьезный недостаток - не впечатляющая для вратаря скорость полета мяча.
Какой же удар по-настоящему опасен для вратаря? Это удар с контрового наката. Не думаю, что в ближайшие сто лет появится какой-то хитроумный удар, который по своей опасности будет соперничать с ударом с контрового наката.
Почему удар с контрового наката так опасен? Для тех, кто не является частым гостем моего блога или ютуб-канала, в двух словам, расскажу, что такое "контровой накат". Контровой накат это посыл мяч навстречу пробивающему.
Как правило, мяч посылается пробивающему низом. Если мяч посылается по воздуху, то такой удар настолько сложен, его аэродинамика настолько непредсказуема, что сам черт не скажет, где пересечет линию ворот мяч, посланный в рамку таким способом.
Оставим особо сложные варианты пробивания с контрового наката в стороне. Будем подразумевать всегда, что мяч посылается пробивающему низом. Быстро пробегу по трем видам таких ударов.
Классический удар с контрового наката это когда партнер посылает тебе мяч, летящий тебе навстречу. Диагональный контровой накат это аналогичная передача пробивающему, только не в направлении, противоположном твоему движению, а под углом 30-50 градусов. И, наконец, двухфазный контровой накат это когда фланговый партнер делает поперечную передачу в центр другому партнеру, а тот, в одно касание, или после обработки мяча, делает уже классический контровой накат пробивающему.
Почему в последнем случае речь идет о двухфазном контровом накате, если неизвестно, как распорядится мячом тот, кто принимает поперечную передачу в центре поля? Логично. Ведь для того, чтобы все три игрока понимали, что они делают, для этого существует полевой язык жестов.
Т.е., фланговый игрок, перед тем, как отдать мяч в центр, делает жест партнерам, по которому они уже понимают, что задумал фланговый игрок. Разумеется, что жест флангового игрока это предложение, а не приказ. Поэтому, никакого двухфазного наката может и не состояться.
Но, если игроки проинформированы, с помощью жеста, о намерениях флангового партнера, то, вполне могут воплотить в жизнь его задумку; центральный игрок может передать мяч назад для удара тому партнеру, который находится сзади в центре, и который уже настроен на реализацию своей функции, так как тоже видел жест флангового игрока.
Вы не знаете, что такое "полевой язык жестов"? А я тут при чем? Все вопросы к вашему тренеру, ребята. А от себя скажу. Без языка жестов, безошибочно сотворить "стенку" или другой командный технический элемент весьма затруднительно.
У вас в команде не практикуется язык жестов? Не переживайте. Он не практикуется НИГДЕ! Если вас такое положение дел устраивает, то слава Богу! А если нет, то разрабатывайте и внедряйте такой язык у себя в команде. Здесь ничего трудного нет.
Ваши игроки будут знать все намерения партнеров, а соперник будет "курить бамбук" - находиться в неведении, что вам и нужно. Но, вернусь к теме.
Для того, чтобы понять, почему так опасен удар с контрового наката, давайте попробуем на популярном уровне разобраться в природе такого удара. Для того, чтобы вычислить скорость столкновения двух движущихся навстречу друг другу предметов, их скорости складываются.
Если предметы движутся в одном направлении, и при этом столкнулись, то скорость столкновения вычисляется, как разница скоростей: из скорости более быстрого предмета вычитается скорость более медленного предмета. Т.е., если одна машина движется со скоростью 120 км в час, а ее догоняет машина, которая движется со скоростью 123 км в час, то столкновение будет настолько слабым, что вряд ли деформирует бамперы у этих машин.
Никогда не забуду страшную трагедию, которая произошла на одной из дорог моего родного города. Джип "Мерседес" не ехал, а летел из аэродрома в город со скоростью 150 км в час. Навстречу ему двигалась "Волга", которая торопилась в аэропорт, со скоростью 120 км в час. Они столкнулись лоб в лоб.
Столкновение было такой страшной силы, что не спасли никакие ремни безопасности - оба водителя погибли на месте. И не мудрено. Ведь скорость столкновения у этих машин была - 270 км в час. Представьте, что вы врезаетесь в стену дома в тот момент, когда ваша машина набрала скорость в 270 км в час! В этом варианте, ремень безопасности превращается в орудие убийства - он может Вас просто перерезать!
Если футбольный мяч летит к вам со скоростью, скажем, 40 км в час, а ваша бьющая нога касается его с той силой, которая придает мячу скорость в 120 км в час, то мяч деформируется так, будто скорость его полета - 160 км в час. Как изменило полет мяча его встречное движение к пробивающему?
Во-первых, увеличилась деформация мяча, а во-вторых, его упругость увеличила стартовый импульс движения в сторону ворот соперника. Т.е., увеличилась скорость полета мяча. А теперь самое главное.
Чем больше скорость полета мяча, тем опаснее удар. Вы думаете, что это самое главное? Это, как раз, самое, что ни на есть второстепенное. А главное - в другом.
Дело в том, что мяч при столкновении с ногой деформируется так, будто его она послала со скоростью 160 км в час. На самом деле, результирующая скорость полета мяча чуть меньше, так как его скорость, в основном, зависит от усилия ноги, а не от деформации. Получается несоответствие между скоростью полета мяча и его деформацией.
А теперь о деформации мяча. Мяч упругий, согласные? Т.е., если мяч резко прогнуть в одну сторону, то, за счем упругости, он не только вернется в изначальное состояние, но и продолжит, за счет инерции, свое, пусть небольшое, но расширение в ту сторону, которая была местом удара. Затем, расширившись, мяч будет неизбежно возвращаться в исходное состояние, дойдет до той формы, которую имел в состоянии покоя, но, за счет инерции, сдеформируется вовнутрь на несколько миллиметров.
Другими словами, при ударе по мячу, происходит его деформация в виде быстро затухающего колебательного процесса. Который искажает траекторию полета мяча, хоть и незначительно. Если же удар производится по встречно летящему мячу, то его деформация существенно увеличивается, и тот самый, быстро затухающий колебательный, процесс его деформации получит бОльшие амплитуды, что приведет к непредсказуемым отклонениям от траектории полета.
Извините меня, уважаемый Читатель за иссушающую мозги теорию, но не сказать о всей этой физике я не мог. Вы должны не просто чувствовать опасность и непредсказуемость удара по встречному мячу, но и понимать его природу. Только лишь в этом случае, вы будете производить такой удар осознанно!
Когда мяч летит, посланный ногой после удара с контрового наката, так, что может неожиданно нырнуть вниз на 15 сантиметров, потому уйти вправо на десять сантиметров, а потом резко свернуть влево на 20 см, вратарю трудно понять, какое место пространства блокировать перчатками, чтобы не дать возможность мячу пролететь в ворота. По факту же получается так, что мяч летит в одну точку, вратарь ее блокирует выставленными перчатками, а за два метра до линии ворот, мяч начинает нырять, скажем, влево, и вратарь касается мяча только пальцами, что приводит к рикошету, но, увы, в свои ворота.
Вот почему опасен удар с контрового наката! Здесь не важно, куда конкретно летит мяч, не важно, точно ли он послан в девятку или летит к линии ворот ближе к центру. Важно, чтобы мяч летел в рамку!
Если при обычном ударе опасность - следствие точности, то при ударе с контрового наката, опасность это факт попадания в рамку ворот! При таком ударе опасен сам удар! Лишь бы мяч попал в рамку.
Вот теперь я возвращаюсь к названию этой статьи. Совсем не обязательно пыжиться, что ударом обойти стенку и попасть под перекладину или в девятку, или в нижний угол ворот. Достаточно, после свистка судьи, откинуть мяч назад под удар партнеру, который и произведет этот, очень неприятный для вратарей удар, который, к тому же, максимально комфортен и приятен для добивающих мяч игроков.
Чем жестче накатный пас и сильнее сам удар - тем опаснее и непредсказуемее полет мяча. Извините, дорогой Читатель, но придется еще немного потерпеть. Озвучу совсем-совсем маленький кусочек физики мяча при подобной ударе.
Когда встречается мяч с ногой, то деформация мяча происходит по горизонтали. Т.е., мяч сжимается по оси, параллельной газону. А если так, то сжатие в одном направлении неизбежно приводит к расширению в другом. Если вы сжали надувной шарик ладонями, то он расширится в вертикальном направлении. Аналогично и с мячом. В чем прикол?
А прикол в том, что при такой деформации, центр мяча неизбежно поднимется вверх на несколько миллиметров. Возможно, даже, на полсантиметра. К чему это приведет?
К тому, что, при касании мяча, подъем стопы толкал мяч в его центр, а при дальнейшей деформации, центр начал уходить вверх, что изменило характер удара: получилось, что нога пробивающего, в итоге, ударила не в центр, а чуть ниже, что заставляет мяча подниматься вверх. Другими словами, мяч посылается игроком по горизонтали, а он летит под углом вверх.
Вот почему подавляющее большинство ударов с наката знаменуются полетом мяча под облака! Вот почему футболисты не любят производить подобные удары. А как их можно любить, если обычные удары далеки от совершенства, а эти вообще невозможно контролировать!
Оказывается, что все возможно! Было бы желание. При подобном ударе нужно посылать бьющую ногу так, будто бьешь по воротам на два метра ниже уровня газона! Т.е., бьешь, как бы под землю! И тогда мяч полетит мощно, быстро, и в рамку ворот.
Для тех, кто не понял моего совета, рекомендую просто накрывать, при таком ударе, мяч коленом. Я уже об этом говорил в одном из своих роликов. Вот и вся премудрость. Решение за вами, ребята. Хотите - учитесь подобному удару. Не хотите - ваша воля!
Для того, чтобы понять, почему так опасен удар с контрового наката, давайте попробуем на популярном уровне разобраться в природе такого удара. Для того, чтобы вычислить скорость столкновения двух движущихся навстречу друг другу предметов, их скорости складываются.
Если предметы движутся в одном направлении, и при этом столкнулись, то скорость столкновения вычисляется, как разница скоростей: из скорости более быстрого предмета вычитается скорость более медленного предмета. Т.е., если одна машина движется со скоростью 120 км в час, а ее догоняет машина, которая движется со скоростью 123 км в час, то столкновение будет настолько слабым, что вряд ли деформирует бамперы у этих машин.
Никогда не забуду страшную трагедию, которая произошла на одной из дорог моего родного города. Джип "Мерседес" не ехал, а летел из аэродрома в город со скоростью 150 км в час. Навстречу ему двигалась "Волга", которая торопилась в аэропорт, со скоростью 120 км в час. Они столкнулись лоб в лоб.
Столкновение было такой страшной силы, что не спасли никакие ремни безопасности - оба водителя погибли на месте. И не мудрено. Ведь скорость столкновения у этих машин была - 270 км в час. Представьте, что вы врезаетесь в стену дома в тот момент, когда ваша машина набрала скорость в 270 км в час! В этом варианте, ремень безопасности превращается в орудие убийства - он может Вас просто перерезать!
Если футбольный мяч летит к вам со скоростью, скажем, 40 км в час, а ваша бьющая нога касается его с той силой, которая придает мячу скорость в 120 км в час, то мяч деформируется так, будто скорость его полета - 160 км в час. Как изменило полет мяча его встречное движение к пробивающему?
Во-первых, увеличилась деформация мяча, а во-вторых, его упругость увеличила стартовый импульс движения в сторону ворот соперника. Т.е., увеличилась скорость полета мяча. А теперь самое главное.
Чем больше скорость полета мяча, тем опаснее удар. Вы думаете, что это самое главное? Это, как раз, самое, что ни на есть второстепенное. А главное - в другом.
Дело в том, что мяч при столкновении с ногой деформируется так, будто его она послала со скоростью 160 км в час. На самом деле, результирующая скорость полета мяча чуть меньше, так как его скорость, в основном, зависит от усилия ноги, а не от деформации. Получается несоответствие между скоростью полета мяча и его деформацией.
А теперь о деформации мяча. Мяч упругий, согласные? Т.е., если мяч резко прогнуть в одну сторону, то, за счем упругости, он не только вернется в изначальное состояние, но и продолжит, за счет инерции, свое, пусть небольшое, но расширение в ту сторону, которая была местом удара. Затем, расширившись, мяч будет неизбежно возвращаться в исходное состояние, дойдет до той формы, которую имел в состоянии покоя, но, за счет инерции, сдеформируется вовнутрь на несколько миллиметров.
Другими словами, при ударе по мячу, происходит его деформация в виде быстро затухающего колебательного процесса. Который искажает траекторию полета мяча, хоть и незначительно. Если же удар производится по встречно летящему мячу, то его деформация существенно увеличивается, и тот самый, быстро затухающий колебательный, процесс его деформации получит бОльшие амплитуды, что приведет к непредсказуемым отклонениям от траектории полета.
Извините меня, уважаемый Читатель за иссушающую мозги теорию, но не сказать о всей этой физике я не мог. Вы должны не просто чувствовать опасность и непредсказуемость удара по встречному мячу, но и понимать его природу. Только лишь в этом случае, вы будете производить такой удар осознанно!
Когда мяч летит, посланный ногой после удара с контрового наката, так, что может неожиданно нырнуть вниз на 15 сантиметров, потому уйти вправо на десять сантиметров, а потом резко свернуть влево на 20 см, вратарю трудно понять, какое место пространства блокировать перчатками, чтобы не дать возможность мячу пролететь в ворота. По факту же получается так, что мяч летит в одну точку, вратарь ее блокирует выставленными перчатками, а за два метра до линии ворот, мяч начинает нырять, скажем, влево, и вратарь касается мяча только пальцами, что приводит к рикошету, но, увы, в свои ворота.
Вот почему опасен удар с контрового наката! Здесь не важно, куда конкретно летит мяч, не важно, точно ли он послан в девятку или летит к линии ворот ближе к центру. Важно, чтобы мяч летел в рамку!
Если при обычном ударе опасность - следствие точности, то при ударе с контрового наката, опасность это факт попадания в рамку ворот! При таком ударе опасен сам удар! Лишь бы мяч попал в рамку.
Вот теперь я возвращаюсь к названию этой статьи. Совсем не обязательно пыжиться, что ударом обойти стенку и попасть под перекладину или в девятку, или в нижний угол ворот. Достаточно, после свистка судьи, откинуть мяч назад под удар партнеру, который и произведет этот, очень неприятный для вратарей удар, который, к тому же, максимально комфортен и приятен для добивающих мяч игроков.
Чем жестче накатный пас и сильнее сам удар - тем опаснее и непредсказуемее полет мяча. Извините, дорогой Читатель, но придется еще немного потерпеть. Озвучу совсем-совсем маленький кусочек физики мяча при подобной ударе.
Когда встречается мяч с ногой, то деформация мяча происходит по горизонтали. Т.е., мяч сжимается по оси, параллельной газону. А если так, то сжатие в одном направлении неизбежно приводит к расширению в другом. Если вы сжали надувной шарик ладонями, то он расширится в вертикальном направлении. Аналогично и с мячом. В чем прикол?
А прикол в том, что при такой деформации, центр мяча неизбежно поднимется вверх на несколько миллиметров. Возможно, даже, на полсантиметра. К чему это приведет?
К тому, что, при касании мяча, подъем стопы толкал мяч в его центр, а при дальнейшей деформации, центр начал уходить вверх, что изменило характер удара: получилось, что нога пробивающего, в итоге, ударила не в центр, а чуть ниже, что заставляет мяча подниматься вверх. Другими словами, мяч посылается игроком по горизонтали, а он летит под углом вверх.
Вот почему подавляющее большинство ударов с наката знаменуются полетом мяча под облака! Вот почему футболисты не любят производить подобные удары. А как их можно любить, если обычные удары далеки от совершенства, а эти вообще невозможно контролировать!
Оказывается, что все возможно! Было бы желание. При подобном ударе нужно посылать бьющую ногу так, будто бьешь по воротам на два метра ниже уровня газона! Т.е., бьешь, как бы под землю! И тогда мяч полетит мощно, быстро, и в рамку ворот.
Для тех, кто не понял моего совета, рекомендую просто накрывать, при таком ударе, мяч коленом. Я уже об этом говорил в одном из своих роликов. Вот и вся премудрость. Решение за вами, ребята. Хотите - учитесь подобному удару. Не хотите - ваша воля!
Комментариев нет:
Отправить комментарий