Когнитивные тренировки в детском футболе
На эту тему меня натолкнул один Подписчик канала, который попросил высказаться по поводу когнитивных тренировок. Он, если не ошибаюсь, задал мне вопрос, то ли в вотсапе, то ли в вайбере. Т.е., не в комментариях к какому-то ролику.
Поэтому, я решил свой взгляд на когнитивные тренировки в футболе выложить на канале, чтобы все гости и Подписчики имели представление о моем взгляде на эту тему. Будет ли критика с моей стороны? Конечно же, будет.
Вы не представляете себе, как я мечтаю о том, чтобы не применять слово "конечно" и слово "будет" в отношении критики. Я, дорогие мои гости и Подписчики, не больной на голову, чтобы критиковать то, что не требует критических комментариев.
Но, современная футбольная наука и практика не дают мне покоя своими новыми изобретениями. И чтобы большинство футбольных тренеров не сошли с тропинки и не погрязли в топях непроходимых болот умствования, я просто обязан высказаться на эту тему.
Знаете, ребята, что такое термин "когнитивный"? Слово "cognitio" в переводе с латинского означает знание. Знание, ребята, знание! Другими словами, когнитивные тренировки это тренировки со знанием дела. Во всяком случае, к такому выводу подталкивает логика.
В далекие школьные годы, мой любимый физик любил озвучивать поговорку: "мал малость ошибку дал - вместо "ура" "караул" кричал". Этим и занимаются фанатики когнитивных тренировок.
Они перепутали понятие "когнитио" с понятием "когнитивный диссонанс". Знаете, что такое когнитивный диссонанс? Это состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.
Дискомфорт возникнет у любого футболиста, когда он исполняет один технический элемент, а его заставляют одновременно исполнять еще другое, совсем не связанное с футболом действие. Например.
Мальчишка ведет мяч. И когда он это делает, тренер ему бросает теннисный мячик, чтобы он его поймал и вернул тренеру. Итак, на протяжении всей дистанции ведения мяча, футболист ловит и возвращает мяч несколько раз.
Это не что иное, как классический когнитивный диссонанс. Т.е., возникает дискомфорт из-за того, что нужно одновременно исполнять все необходимые действия по ведению мяча и ловить и возвращать мячик тренеру.
Причем, и это очень важно, такие тренировки не практикуются или редко практикуются во взрослом футболе. Почему для детей это важно, а для профессионалов - нет? Почему? Я думаю, что адекватного ответа я вряд ли услышу от кого-либо.
У меня есть объяснение подобной деятельности спецов от футбола с налетом юмора, но об этом потом.
Чтоб они не делали - не идут дела. Видно, в понедельник их мама родила. Помните эту фразу из фильма "Брильянтовая рука"? Умники столетней давности придумали набивные пудовые мячи. Слава Богу, они канули в Лету.
Я имею в виду мячи, ну и, куда от этого деться, их создатели, разумеется.
Затем придумали тесты Купера. Точнее, не придумали, а одолжили их у военных США. Эти тесты до сих пор востребованы, хотя никакого отношения к футболу они не имеют. В последнее время, о них вспоминают все реже, слава Богу.
В последнее время у умников от футбола родилась новая идея - одноногий футбол - единственно правильный футбол. Мол, у человека одна нога опорная, а другая манипулирующая. Зачем же, мол, насиловать человека, если опорной ногой он играть не может?
Фанатов одноногого футбола я бы на пушечный выстрел не подпускал к футбольным тренировкам и вообще к футболу. Теперь новая напасть - когнитивные тренировки.
Создается впечатление, что какая-то сила, сознательно или подсознательно ставит палки в колеса развития мирового футбола. А может быть все это происходит без злого умысла?
У электронщиков есть такое понятие, как защита от дурака. Т.е., дилетант или скучающий глупец, от любопытства или просто так может нажать кнопку, не подозревая о последствиях такого нажатия. В результате, были и пожары и выходы из строя ценного оборудования и другие неприятности.
Поэтому разработчики стали учитывать эффект дурака и делать все так, чтобы случайные нажатия не приводили к серьезным последствиям. Защиты от дурака в футболе еще не придумали. Поэтому и возникают различные новшества, которые наносят серьезный урон футболу.
Именно поэтому я сказал, что не имею права молчать, так как вижу проблему во всей ее сатанинской красоте. Зачем футболисту делать два несовместимых по своему назначению действия?
Может быть, футболисту нужно уметь вести мяч на скорости и одновременно апперкотом или боковым хуком посылать в нокаут соперника, чтобы он не мешал продвижению с мячом. Что, нет? Тогда зачем эти все действия?
Для циркового мастерства это важно. На то это и цирк. В цирке демонстрируют зрителям возможности человека. А футболисту это явно не в тему. Давайте же подробно разберем, в качестве примера, простое упражнение из пакета когнитивной тренировки футболиста.
Футболист ведет мяч. Другими словами, он отрабатывает умение перемещаться с мячом на скорости. Но, тренеру это показалось очень простым действием, и он решил его усложнить. Как?
Он решил добавить футболисту геморроя, бросая ему теннисный мячик во время ведения мяча на скорости. Футболист должен не только поймать мяч, но и вернуть его тренеру или ассистенту тренера.
Такое бросание мяча происходит на протяжении всей дистанции пробега с мячом футболиста не один и не два раза, а через каждые пять-семь метров. Это и есть так называемая когнитивная тренировка.
А теперь давайте разбираться на фига попу гармонь. Игрок движется с мячом, но ему нужно периодически переключать внимание на ловлю и возвращение мяча бросающему.
Как вы думаете, какова причина такого усложнения? Зачем это футболисту? Когда футболист бежит, а ему еще и мячик кидают, то знайте, что на время ловли и возвращения мяча, футболист практически утрачивает контроль над мячом.
Человек так создан, что концентрировать внимание на двух несовместимых вещах человек не может в принципе. Точнее, может, но только тогда, когда одно из двух несовместимых действий отшлифовано до автоматизма и не требует контроля.
Бросание мячика, по-любому, требует контроль, так как необходимо ловить мячик. А без внимания к этому действу, поймать мячик невозможно. Следовательно, для успешности в когнитивном упражнении, необходимо, чтобы отшлифовано до автоматизма должно быть ведение мяча, а оно, как раз, и является объектом обучения.
Другими словами, бросание мячика не дает возможность шлифовать ведение мяча. Так что, если отвлекать футболиста бросанием ему мячика, то это неосознанное нанесение вреда тому, кто хочет овладеть навыками правильного ведения мяча на скорости.
Допустим, что техника ведения мяча на скорости у мальчишки идеальна. Допустим. Тогда зачем необходимо бросать ему мячик в процессе ведения мяча? Зачем? Усложнить ему ведение мяча? Но, если у парня идеальная техника, то зачем усложнять упражнение, если цель уже давно достигнута?
А если у парня техника ведения мяча на скорости оставляет желать лучшего, то как бросание мячика может помочь овладеть правильной техникой? Ведь футболист, как я уже отметил, не может в принципе контролировать ловлю мячика и одновременно контролировать правильное ведение мяча.
Еще раз повторю, что футбол это не цирк. Это на арене цирка зрители поражаются и восхищаются безграничными возможностями человека, его способностью исполнять несколько не связанных между собой действий. Например, жонглер может контролировать равновесие, стоя на колесе с педалями и одновременно жонглировать несколькими предметами.
Для цирка это нормально! Но, причем тут футбол? Когнитивные тренировки, на мой взгляд, напоминают мне нажатие на кнопку прибора, где не установлена защита от дурака.
Тот, кто внедрил в футбольные тренировки когнитивную составляющую мало представлял насколько они полезны или вредны для футбола. Я стараюсь избегать тех слов, которые точно соответствуют моим эмоциям.
Если бы мои слова были точным отображением моих эмоций по поводу когнитивных тренировок, то слова были бы, как минимум, нецензурными, а как максимум - многоэтажными. У меня мечта: собрать вместе всех умников от футбола, являющихся авторами внедрения в футбол тестов Купера, набивных мячей, горизонтальных лестниц, квадратов, когнитивных тренировок, лоббистов вредоносности ударного искусства и суверенитета тактики в отношении стратегии (мол, тактика может существовать и прекрасно здравствовать без связи со стратегией), авторов микроциклов, макроциклов, мезоциклов, адвокатов одноногого футбола и предложить им создать команду, которая будет лучшей в мире.
Одновременно, собрать вместе людей, любящих футбол, дружащих с логикой и считающих все вышеперечисленные изобретения и открытия тем, что представляет собой торт, который съели еще вчера. Им поставить такую же задачу - создать лучшую команду в мире.
Причем, той и другой стороне предоставить одинаковые финансовые и организационные возможности. Причем старт подобного проекта это дети, возрастом, скажем, десять лет. И через десять лет команды, созданные двумя лагерями должны будут сыграть серию из пяти матчей на нейтральном поле, где выяснится, на что способен один и другой лагерь футбольных специалистов.
Гнилое дерево никогда не принесет хороший плод, а здоровое дерево никогда не принесет плохой плод. Это слова из священного Писания. А если проще, то просто мудрые слова. Вот я и предлагаю судить по плодам. Жаль, что подобный эксперимент невозможен. Иначе я бы принял активнейшее участие в этом проекте.
Когнитивные тренировки алогичны и глупы по своей сути, что я пытался показать в этом ролике и статье, обращаясь к элементарной логике. Вывод делайте сами.
А что, техника ведения мяча существует в отрыве от игры? Разве игроку не нужно переключать внимание на поле, для мгновенного принятия решения о дальнейших действиях или он всегда ведёт мяч? Разве это не навык контролировать мяч и работать корпусом, руками и думать о том, а что же дальше?
ОтветитьУдалитьСпецифические упражнения, помимо прочего, способны разнообразить тренировочный процесс и добавить новых эмоций, что полезно на определенных этапах подготовки.
Как-то вы однобоко проблему рассматриваете. А любая подобная теория рождается из практики пытливых людей, которые как раз и пытаются быть новаторами и развивать игру.