Интервью Курбану Асилдарову
Предлагаю Подписчикам и гостям канала ознакомиться с этим интервью. Итак, первый вопрос.
1.
Как выглядит идеальный футбол в вашем
понимании?
Это очень простой вопрос, на
который ответить чрезвычайно легко. Идеальный футбол - это тот футбол, в который
играют футбольные Мастера. Вот и весь ответ.
Для тех, кто не понял, кто такие
футбольные Мастера скажу, что это идеальные футболисты. Футбольный Мастер - это
наивысший статус и наивысший уровень футбольного мастерства.
А наивысший это и означает –
идеальный. Так что, для меня идеальный футбол - это футбол в исполнении
идеальных футболистов. Все просто.
2.
Какая ее (игры) цель – эстетическое
удовольствие зрителей и участников или результат и бизнес?
У игры, как таковой, цели
нет. Игра - это набор правил и условий и не более того. Другое дело – цели тех
людей, которые используют игру.
Те люди, которые находятся у
руля мирового футбола, преследуют одну цель – финансовую выгоду. Не знаю, как
другие, а для меня это очевидно.
Если бы было по-другому, то
в футболе исчезла бы проблема одноногости футболистов, удар шведой, из области
экзотики, перешел бы в повсеместно применяемый технический элемент и т.д.
Нулевые ничьи исчезли бы из футбола навечно.
Почему всего этого нет?
Потому, что кое-кому интересно поддерживать мировой футбол на уровне массового
шоу, без претензии на искусство. Чем больше физического противостояния,
контактной борьбы, драматизма, связанного с травмами, красных карточек, драк и
стычек на футбольном поле, тем интересней такое действо для многочисленных
болельщиков.
Наблюдая за таким футболом,
любителю этой игры, потягивающему бутылочку пива, не нужно напрягаться, с целью
оценить изысканность игры, понять хитросплетения задумок тренеров, попытаться
вычислить стратегию на игру того или иного тренера. Достаточно лишь следить за
ходом игры и ожидать, когда мяч, наконец, пересечет линию ворот оппонентов, а
ожидая этого, получать удовольствие от борьбы, стычек, от созерцания споров с
судьей, от драматизма опасных штрафных и т.д.
Те, кто держит руку на
пульсе эволюции мирового футбола, не спешат повышать уровень эстетизма этой
игры. Почему? Здесь все очень просто.
Чем больше игра будет
интеллектуальной, чем чаще мы будем видеть безошибочность в игре и безошибочное
исполнение сложных технических элементов, тем меньше будет желающих обсуждать
тактические и стратегические нюансы игры, так как сушить мозги хотят не все.
Другими словами, чем ближе футбол к искусству, тем меньше людей будут им интересоваться.
Обратите внимание на количество людей, интересующихся
высокой техникой пения, реализованной в оперном пении и на количество людей,
приходящих на концерты, где поют песенки, типа «ты целуй меня везде, я ведь
взрослая уже». Футбол, как искусство, никого не интересует.
Поэтому, эволюция футбола
будет мучительно медленной, но конечной целью, которой будет, безусловно и
безоговорочно искусство. Футбол, рано или поздно, но станет высочайшим
искусством.
Всевластие денег в
современном футболе очевидно. Но, настанут времена, когда во главе угла будет
техническое мастерство, а деньги займут свое логичное место – следствие
мастерства.
Чем выше мастерство, тем больше денег будет зарабатывать футболист.
Деньги за былые заслуги
никто платить не будет. Деньги будут получать те (я имею в виду большие
гонорары), кто в настоящий момент демонстрирует высокую технику. Думаю, что я
достаточно полно ответил на этот вопрос.
3.
Дайте свое определение базовым понятиям
стилей игры, как доминирующим, так и игры вторым номером (тотальный футбол,
оборонительный, и т.д.)
Насчет стиля игры замечено
очень даже правильно. Дело в том, что футбол – он и в Африке футбол. Не
существует в природе атакующего футбола, оборонительного футбола, тотального
футбола, агрессивного футбола. Это все словеса, словоблудие, кому бы ни
принадлежали права на тот или иной термин.
Если какой-то авторитетный
дядя назвал игру сборной Голландии в 1974 году тотальным футболом, то это его
право. Для меня лично не существует никаких прилагательных к слову футбол. Еще
раз повторю, что футбол – он и в Африке футбол.
А вот стили игры команды в
виде акцента на атаку, в виде акцента на оборону или акцента на усреднение
матчевой нагрузки вполне могут существовать. Но, даже обоснование существования
стилей - это тоже, по большому счету словоблудие. Знаете, почему?
Знаете, какая цель игры в
футболе? Внимательно почитайте международные правила. Цель игры – забить в
ворота соперников мячей больше, нежели он забьет в ваши ворота.
Если вы делаете акцент на
оборону, то как собираетесь реализовывать цель игры? Играть, игнорируя цель
игры, это диагноз. Обороняясь, голы не забивают. Акцент на оборону входит в
противоречие с целью игры.
Если делать акцент на атаку,
то где гарантия, что ваша команда забьет мячей больше, нежели соперник? Ведь
последний спать не будет и его атаки ощутит на своей шкуре оборона и вратарь
вашей команды!
И если постоянно атаковать,
не думая об обороне, то где гарантия победы? Где гарантия в превосходстве по
количеству забитых мячей?
Футбол не может быть
однобоким – атакующим или оборонительным. В игре необходимо, как
профессионально атаковать, так и профессионально защищаться. Но, ясно одно –
если команда не думает об атаке, то рассчитывать на победу ей не приходится.
О тотальном футболе нужно
говорить отдельно. Современные футбольные спецы, когда видят появление того или
иного игрока на разных амплуальных позициях, начинают громко заявлять о
демонстрации командой, где играет этот футболист, тотального футбола.
Тотальный футбол - это не
появление одного или нескольких игроков на позициях, не свойственных им. Это
намного глубже и серьезней.
Сейчас я выскажу свое мнение
по поводу этого серьезнейшего термина в футболе – тотального футбола.
Буду
говорить об этом термине в привычных для большинства словах – тотальный футбол,
хотя для меня этот термин неприемлем, так как я говорил уже много раз, что
слово футбол не нуждается ни в каких прилагательных.
Тотальный футбол - это не
запутывание соперника с помощью появления игроков на неожиданных амплуальных
позициях. Тотальный футбол - это
усреднение матчевой нагрузки для игроков команды!
Не бывает такого, чтобы
нападающие и защитники выкладывали в матче одинаковое количество
килокалорий. Если команда больше
атакует, то и нагрузка у форвардов больше, нежели у защитников. И наоборот –
если команда обороняется, то и футболки у защитников, по сравнению с игроками
нападения, более влажные.
Для того, чтобы игроки
команды избегали в матче предельных нагрузок, необходимо научиться усреднять
матчевую нагрузку. Как это делать? Надеюсь, что вы, ребята, уже все поняли.
Если устали нападающие, то
они уходят в оборону, а защитники занимают их место в нападении. И наоборот –
если устали защитники, то они уходят вперед, а их место занимают нападающие.
Если же устают хавбэки, то
они меняются местами с той линией, которая, к этому моменту игры, наименее
устала.
Взаимозаменяемость может быть не только на уровне амплуальных линий.
Это может быть взаимозаменяемость отдельных игроков. Такие вещи, безусловно,
решает тренер.
Усреднение матчевой нагрузки невозможно без универсальности игроков. О какой универсальности сейчас может идти речь, если у нас процветает амплуальное рабство?
Если любой игрок на уровне премьерки играет защитником, то, с большой вероятность, он так и закончит свою футбольную карьеру защитником. А существующие исключения лишь подтверждают правило.
И для того, чтобы все эти
элементы взаимозаменяемости реализовывались во время матча с точностью и своевременностью часового
механизма, тренер, как и его игроки, должны владеть языком жестов. Но, язык
жестов - это отдельная и очень серьезная тема, которая абсолютно игнорируется
современным футбольными тренерами и специалистами.
А причина ясна – страшная
головная боль по разработке и овладению таким языком, даже несмотря на его
фантастическую эффективность.
Такой язык мною давно
разработан, но его не замечают в упор.
Именно таким я вижу
тотальный футбол. Что касается различных схем игры, связанных с умениями того
или иного футболиста, то большей глупости придумать нельзя. Почему? Неужели не
догадываетесь?
Достаточно приставить к
умельцу опытного персональщика, и всем планам команды, связанным с умениями
отдельного футболиста, придет неизбежный конец. Я уже не говорю о травмах или,
как минимум, жесткой игре против этого ключевого игрока.
Мне понадобилось без малого
двадцать лет, чтобы понять всю ошибочность систем амплуального маневрирования,
называемых в современном футболе тактическими схемами. В футболе существует главный
фундаментальный, стержневой, ключевой, краеугольный принцип ведения игры,
который является безальтернативным и универсальным в игре против любого
соперника.
Забыл добавить еще один эпитет к этому принципу. Этот принцип
ведения игры - беспроигрышный. Хотите верьте, хотите – нет. Этот принцип, к великому сожалению, существует пока только у меня в голове.
Для того, чтобы этот принцип родился, и мы его увидели на футбольных полях, нужна самая малость - воля и желание тех высокопоставленных и влиятельных мужей, от которых это зависит. Этот принцип
перечеркивает кажущуюся эффективность той или иной стартовой амплуальной стойки
команды, именуемой в современном футболе тактической схемой.
Я обязательно напишу брошюру
по этому поводу, где все тщательно обосную. Эта небольшая книга будет называться "Вечно бриллиантовый и беспроигрышный способ ведения игры в футболе".
Если вы заметили в названии этой брошюры самонадеянную категоричность, граничащую с наглостью, то не судите строго, так как у меня есть оправдание - я на тысячу процентов уверен в своей правоте. В той правоте, которая мучительно рождалась в моем сознании почти двадцать лет.
Здесь же говорить об
универсальности ведения игры не буду, так как вопрос касался других вещей.
Думаю, что тезисно на поставленный вопрос я ответил.
4.
Какие игроки 21 века ближе
всего к той модели, которую вы видите идеальной?
Должен
признаться, что вопрос меня заставил улыбнуться. Представьте себе украинскую
машину «Таврию» или российскую «Оку». Представили?
А теперь мысленно поставьте
с одной из этих машин шестисотый мерс. Поставили? Посмотрите внимательно
вначале на машину постсоветского производства и затем на машину производства
Германии. Посмотрели?
А теперь вопрос. Как вы думаете,
какая деталь Таврии или Оки подойдет к мерсу так, чтобы последний не вышел из
строя? Ход моих мыслей вам понятен?
Мои любимчики – Хави,
Иньеста, Рональдиньо, Месси, Пеле - как бы они хорошо ни играли – не дотягивают до
реализации идеальной модели. Две главных характеристики игроков будущего это
двуногость и ударность.
Под ударностью я подразумеваю блестящий уровень
исполнения обводящих ударов внутренней частью стопы, шведой и, самое главное,
классикой. Пройдет немного времени и удар наклбол также войдет в ударный
арсенал футболиста.
Обосновывать две главных
характеристики сейчас не буду, так как этому интервью не будет конца. Пусть не
обижаются на меня фанаты игры Криштиану Рональдо, Зубастика, Кака, Неймара или
Кевина Де Брюйне. Они также достойны внимания, и они также не могут дотянуть до
очень высокой планки.
Не обращайте внимания на мою
категоричность. Это лишь мое мнение, которое может быть и ошибочным.
Это не их вина, ребята. Это
вина современного футбола, вина системы обучения, вина тех тренеров, которые с
малых лет с ними работали. Да и тренеров, по большому счету, тоже винить не
следует. Так как система не предусматривает самосовершенствования в футболе.
Самосовершенствование в футболе это термин, которого нет ни в футбольной науке, ни в футбольной практике. Большинство тренеров далеко не тупые люди. Но, проблема в том, что, даже при большом желании они не знают, как самосовершенствование в футболе сделать реальностью, обыденным явлением.
Существующая система в футболе предусматривает покупку и продажу талантов. Это грустно, но это факт. Я
уже не говорю о том, что подавляющее большинство тренеров не знают, что они
создают. Более того, подавляющее большинство тренеров даже не подозревают, что
они должны что-то создавать.
Помните первые слова
международных футбольных правил? Футбол это командная игра. Командная ребята,
командная. Понятие «команда» в современной футбольной науке не расшифровано.
Т.е. нет понятия, которое было бы инструментом в работе тренера. А если нет
такого определения, то что в таком случае создают тренеры?
Я это называю восхождением
слепого на Эверест. Как мог, уважаемый Курбан, так и ответил на заданные
вопросы. Благодарю за интерес к моим взглядам на футбол.
Комментариев нет:
Отправить комментарий