пятница, 16 июня 2017 г.

Детский футбол и современность


Дата: 2013-01-23


Аккордеон
...или когда деревья были большими
 



Давно это было. Помню, как выглядел на первых уроках по специальности в музыкальной школе. Из-за аккордеона была видна только верхняя часть моей головы. 

В лучшем случае, я мог показать свой нос.
Играл практически вслепую. Да, мал я был. 

Кстати, аккордеон у меня был не большой, а средний. Классный был, немецкий. Мне бы маленький, да разве тогда харчами перебирали?

Какой был, на таком и занимался. И деревья тогда были большими. Это только мое поколение может помнить фильм под названием "Когда деревья были большими". Молодежь об этом фильме, скорее всего, даже не слышала. Но, это все детали.

При чем тут аккордеон к футболу с большими деревьями? Сейчас объясню. Для начала, задам вопрос, на который сам же и отвечу.

Как Вы думаете, сколько раз подряд сможет сделать современный футболист рывок на 70 метров из обороны в атаку и обратно? Не задумывались? А мне пришлось.

Пришлось потому, что необходимо было решить вопрос: издеваются ли над детьми в формате детского футбола или нет? Ответ оказался утвердительным, увы. 

Да, собственно, он и лежал на поверхности, этот ответ. Нужно было только руку протянуть....

Когда я скажу любому тренеру о том, что вначале изучается азбука, а потом уже ученик начинает читать по складам, он утвердительно кивнет. А как же может быть иначе?

Но, когда я скажу, что вначале молодые футболисты должны изучить азы техники, и только потом участвовать в играх, у меня появится куча оппонентов. Почему? Не знаю. 

Наверное, потому, что игровые показатели - единственно правильный индикатор деятельности детского тренера. Какой-то, очень недалекий человек это придумал, и наш футбол до сих пор страдает от этой, мягко говоря, дури. 

На эту тему, я, иногда, слышу такие высказывания: "мальчишки закаляют характер в игре, набираются опыта". Знакомо?

Какие красивые слова! Только забывают добавить: "и закрепляют на уровне подсознания неправильное исполнение многих технических элементов". Помните о рывках?

Сколько десятилетний мальчишка может сделать подряд рывков на 70 метров? Он ведь играет на большом поле! Не издевательство ли это, когда взрослый мужик, после второго рывка уже кладет язык на плечо, а после третьего переходит на шаг или, в лучшем случае, на бег трусцой?

А теперь представьте себя на месте вратаря мальчишки, который ночи не досыпал - готовился к турниру. Его рост - 135см. Ну пусть 140см - это сути не меняет. Пусть даже 150см. 

Скажите, он допрыгнет до перекладины? Взрослый вратарь не только допрыгнет, но и совершенно спокойно после прыжка повиснет на перекладине. А нельзя ли исходить из принципа справедливости? 

Если взрослый вратарь может спокойно повиснуть на перекладине, то почему этого не должен делать десятилетний мальчишка? Почему он должен со слезами на глазах провожать мяч, который по нисходящей траектории спокойно летит под перекладину со скоростью падающей сопли? Почему? 

Почему он получает психологическую травму в угоду каким-то чиновникам, которым нужно отчитаться? Если быть справедливым, если мы узаконили издевательство над детьми, то давайте сделаем футбольное поле для взрослых длиной 250м и шириной 150м, и при этом, высоту ворот увеличим до 3м 20см и длину увеличим до десяти метров. 

Вот это будет справедливо!

Тогда я посмотрю на этих "звезд". Что глупо? А детей заставлять играть на большом поле со стандартными воротами не глупо?

И если Вы уже и заставляете детей ломать друг другу ноги, то делайте это так, чтобы дети чувствовали себя на поле так, как себя чувствуют взрослые. У моих оппонентов обязательно возникнет вопрос: а что, мол, может заменить единоборство? Где добывать игровой опыт?

А для чего, позвольте спросить? Или двенадцатилетним пацанам уже нужно готовиться к выступлениям в основе топ-клубов? Нет? Тогда зачем?

Чтобы какой-то тренер отрапортовал хозяину об очередных победах? Или есть еще причина? Нет других причин!

А игровой опыт вполне можно набрать с 15-лет. Можно играть и раньше, но в формате эпизодических товарищеских игр. Что им делать, если не будут играть?

Моделировать игровые ситуации. Это то, что не любят подавляющее большинство тренеров. Не любят потому, что здесь нужно не только думать, но и проявлять недюжинный организационный талант. Это кому-то нужно?

Лучше сидеть на скамье, щелкать семечки или курить, наблюдая за двухсторонкой. Не обижайтесь на меня, господа тренеры. Это ведь правда. А на правду обижаться грешно.

Благодаря сайту, я познакомился с несколькими очень неглупыми тренерами. У некоторых из них без стеснения согласен и поучиться и учусь. Но, таких тренеров очень немного, увы. 

Основная масса - статисты. Недавно заезжал в отчий дом. Посмотрел на площадку, где делал первые шаги с футбольным мячом. Как это давно было. Эта площадка мне тогда казалась огромной, как и деревья вокруг нее....



Комментариев нет:

Отправить комментарий