четверг, 9 марта 2017 г.

Футбольная школа - клубный портрет


Дата: 2011-10-16

Футбольная школа
(не заведенные часы)






                 

В этой статье я не намерен говорить о футбольных школах, их специфике и перспективах.  Речь пойдет о другой школе.  О какой?

О той школе, которая вобрала в себя такие понятия, как преемственность, традиции, жизнеспособность. Знаю, что и сейчас не все меня поняли. Объясню на примере.

Футбольная школа в традиционном понимании это то заведение, где мальчишек обучают футбольному искусству, выводя уровень их мастерства до необходимого уровня. Еще раз отмечу, что о футбольной школе в таком понимании мы говорить не будем.

Во всяком случае, не сейчас. Мы будем говорить о футбольной школе, как о системе ценностей, наборе таких инструментов, которые обеспечивают высокое качество технологии создания футбольной команды.

Наконец-то, добрались до примера. Напомню о школе московского «Спартака». Отличительные черты этой школы очень хорошо просматривались в играх спартаковцев, особенно, семидесятых и частично восьмидесятых годов.

Игра с акцентом на средние и короткие передачи, отшлифованное до блеска выполнение «стенки», быстрота мышления. По этим признакам очень легко можно было бы узнать игру московского «Спартака» даже тогда, когда футболисты этого клуба вышли бы на футбольное поле, одетые в простыни с масками на лице.

Я сейчас не собираюсь оценивать или анализировать характерные черты игры столичного «Спартака». Главное, что эти черты были и сохранялись на протяжении многих лет.

Когда игру той, либо другой команды можно узнать по тем или иным признакам, то это говорит о наличии определенной школы. Считается, например, что отличительной чертой школы некоторых английских клубов, впрочем, как и всего английского футбола в целом, является хорошая игра головой.

Сейчас, увы, я очень редко вижу игру российских клубов, и поэтому, мне тяжело судить об игре московского «Спартака» образца начала 21 века. Даже интересно, потерял ли этот клуб любовь к игре в стенку или нет.

В те же семидесятые годы прошлого столетия узнаваемыми чертами игры киевского «Динамо» были: тотальный прессинг, высокий, я бы даже сказал, высочайший уровень исполнения подкатов, великолепная физическая подготовка, хорошая культура паса. Что осталось от такой игры? Ничего! Ноль!

Выбрасывать ноги шипами вперед, калеча нередко соперников, научились. От прежней культуры паса осталось только воспоминание в виде бесконечных передач поперек поля в его середине.

Физическая подготовка, мягко говоря, неудовлетворительная. Другими словами, рисунок игры динамовцев поменялся. Почему?

Многие могут сказать, что здесь все прозрачно – у каждого тренера свои предпочтения, свое понимание игры, и, как следствие, изменение игры команды в соответствии с предпочтениями тренера. Все правильно.

Но, одно дело, когда рисунок игры меняется к лучшему, а, другое дело, когда он ухудшается. Здесь, конечно, неплохо бы иметь критерии улучшения и ухудшения. Их, увы, нет.

И все же, есть то, что видно невооруженным глазом. Например, если раньше игроки бегали, как угорелые, до 90-й минуты, а сейчас еле ноги переставляют уже к 80-й минуте, то вывод очевиден даже для начинающего болельщика. Все то, о чем сейчас пишу – вещи очевидные.

Для чего тогда пишу? Только для одного. Для того, чтобы жила преемственность. Если какой-либо тренер добился хороших результатов и имеет свои предпочтения в плане ведения игры, то его святая обязанность сделать так, чтобы его школа жила после него.

Но, если так не получается (новая метла по новому метет), то, как минимум, обзавестись учениками, чтобы твои идеи, твои наработки, твоя технология создания команды продолжила жизнь в других клубах. Хорошие идеи не должны умирать!

Думаю, что это элементарно, господа. Что же мы видим? Возьмем, к примеру, школу Лобановского. Не буду останавливаться на ее взлетах в 1975 и 1986 гг. Что же произошло дальше?

Насколько жизнеспособными были идеи Валерия Васильевича? В течение нескольких лет все куда-то подевалось. Были отдельные всплески, но это были счастливые эпизоды и только. О том, что созданная Лобановским школа удовлетворительно работала,  говорить не приходится.

В последние несколько лет жизни выдающегося тренера команда напоминала агонизирующего умирающего, теряющего цвет лица и все признаки здоровья. После смерти Лобановского произошло самое страшное.

Ни один из его «учеников» не смог не только удержать команду от катастрофического падения, но не смог сохранить хотя бы остатки того, что было в последние годы при учителе. А потом в команде появились московские тренеры – кошмар, который киевским болельщикам нельзя было даже представить.

От школы Лобановского остались только лишь воспоминания. А где же преемственность? Где передача символической «эстафетной палочки» от учителя к ученику?

Даже самый ярый мой оппонент согласится с тем, что ничего подобного не произошло. Почему? А на этот вопрос смог бы ответить только сам Лобановский.

Вывод печален. 
Лобановский либо не думал о преемниках, либо не смог им, в силу разных причин, передать то, что умел, то, о чем мечтал. Лично я склонен к первому.

Если твое дело умирает вместе с тобой, если ты не позаботился о преемниках, то такое дело, такая работа лишена всякого смысла. Ну, разве что, для утешения собственного тщеславия.

На могиле Лобановского написаны приблизительно такие слова: «ты жив до тех пор, пока о тебе помнят». Преемственность увеличивает жизнь человека во многие разы. Жаль, что в случае с Лобановским этого не произошло….

Недавно беседовал с руководителем московской «Школы мяча» (есть такая замечательная и перспективная футбольная школа) и охарактеризовал работу Лобановского несколькими крепкими словами. Если Вы прочитали мою статью «Я Лобановского не предам никогда», то у Вас, возможно, возникнут противоречивые чувства.

На самом деле, никакого противоречия нет. Я не знаю, и не могу знать, что вкладывал в свои слова Лобановский, но то, что некоторые его слова оказались гениальными, для меня это аксиома. 

В который раз скажу, что его фраза: «Я не создаю команду-звезд. Я создаю команду-звезду» оказалась для меня путеводной звездой во всем, что я делал и делаю для футбола.

И несмотря на все это, многие идеи, взгляды Валерия Васильевича я не разделяю. А некоторые из них считаю откровенно вредными для футбола. Но, это статья не о Лобановском.

Я говорил о школе, о том, что необходимо делать все, чтобы твои идеи, взгляды, методический и технологический инструментарий, которые на практике подтвердили жизнеспособность и перспективность, не должны кануть в лету. Пришло время определиться с понятием «идеальный тренер».

В своих работах, я неоднократно упоминаю о формуле прогресса. Это та последовательность действий, без которых прогресс невозможен. 

Нельзя подготовить полноценного футбольного тренера, не создав предварительно идеальный его портрет. Нужно иметь эталон! Нужно к чему-то стремиться!

Вам известно, какими качествами должен обладать идеальный тренер? Вы задумывались над тем, как должен организовать свою работу идеальный тренер, чтобы добиться любого, даже, казалось бы невозможного результата?

Футбольный тренер, который вынашивает амбициозные планы, обязан ответить на эти вопросы, на эти вызовы. Такая работа будет не чем иным, как созданием портрета идеального футбольного тренера.

Создавать этот портрет в этой статье мы не будем. Остановимся только на некоторых его элементах. Идеальный футбольный тренер это такой тренер, который, в том числе:

- понимает, что превращение собрания футболистов в команду, как духовный монолит и поддержание такой командой необходимых игровых кондиций подразумевает организацию тренировок наподобие часового механизма;

- понимает, что если жизнедеятельность команды не будет представлять собой часовой механизм, то все его труды, после его ухода из команды элементарно пропадут;

- делает все, чтобы внедренные им методики, которые подтвердились на практике, как перспективные, остались на вооружении в команде даже после его ухода;

- считает своей святой обязанностью подготовить, как минимум двух последователей своих идей;

У портрета идеального тренера граней намного больше. Но, в этой статье останавливаться на них нет смысла. Об этом необходимо говорить отдельно.

Теперь о часовом механизме. Что нужно для того, чтобы часовой механизм работал многие десятилетия? Его нужно периодически чистить и смазывать. И все!

Если последнюю мысль перевести на язык футбола, то жизнестойкость команды зависит от следующего:

- утверждение руководством клуба пакета методологий, системы организаций и мероприятий, которые обеспечивают оптимальное функционирование команды;

- периодическая ревизия всего, что приводит команду к устойчивому успеху (чистка часового механизма);

- внедрение в систему подготовки игроков и команды в целом новых методик и методологий (смазка часового механизма);

Если придерживаться всего этого, то успех команды будет фантастическим, накрывающим своим крылом не одно поколение болельщиков. Что же мы видим сейчас?

О команде, как о часовом механизме, можно только мечтать. А о чистке и смазке того, чего нет и говорить бессмысленно.

Что же означает «завести часы»? Это может означать только одно – воспитание преемников. Если создатель «часового механизма» уйдет из футбола, то его преемник не даст остановиться часам.

Возможно, я и ошибаюсь, но мне кажется, что подавляющее большинство тренеров думают не о преемниках, а о гонорарах и выгодных контрактах. А, возможно, им и передавать последователям нечего?

Комментариев нет:

Отправить комментарий