воскресенье, 5 марта 2017 г.

Воспитание футболистов


Дата: 2011-03-09

Классический вопрос





Один из посетителей сайта задал мне вопрос: «Еще я хотел бы поднять одну тему под названием "Очень талантливые и жутко ленивые" или наглые с неприятным характером и т.д. Как обуздать этот люд под себя и их энергию во благо?».

Думаю, что ответ на этот вопрос хотел бы знать каждый тренер. И если не каждый, то большинство уж точно. Разве нет? 

Администрировать «люд» проще простого.
Намного сложнее подчинить «сложных» футболистов своей воле, заставить их считаться не только с мнением тренера, но и с точкой зрения партнеров по команде, научить их подчинять свое «эго» потребностям коллектива, выработать в их сознании приоритет коллективного по отношению к индивидуальному. Первый шаг – формальное лидерство.

Тренер это формальный лидер. Есть ли это в современном футболе? Есть, но не всегда и не везде. Когда слышу, что тренера сборной половина кандидатов в «основу»  называет по кличке, то теряешь дар речи.

Оказывается, что такое не только возможно, но и практикуется. Формальный лидер это не просто должность, не просто занимаемое кресло. 

Формальный лидер это не просто отсутствие панибратства, это дистанция между тренером и игроками, которая, в силу тех или иных обстоятельств, то увеличивается, то сокращается, но никогда не исчезает! Второй шаг – духовное воспитание

Это очень туманная тема не только для современных тренеров, но и для тех, кто готов к внедрению ДВ в тренировочный процесс. Не важно, кто и что вкладывает в это понятие.

Главное то, что назначение духовного воспитания – осознание футболистами реальности достижения каждым из них уровня футбольного Мастера, осознание невозможности достижения высоких командных кондиций без духовного единства, без подчинения индивидуального коллективному.

Но, что самое интересное и существенное – доминанта коллективного должна не умалять и способствовать развитию индивидуальных талантов каждого футболиста. Только так можно направить в нужное русло таланты футболистов, их энергию, ликвидировать лень, справиться с наглостью, тяжелым характером и другими нехорошими проявлениями.

И еще. Очень важная деталь. Для того чтобы «угомонить» наглых, вспыльчивых и прочих трудных индивидуумов нужно устроить в команде... самоуправление!?

Точнее, не самоуправление в чистом виде, а его элементы. 
Но, они должны быть обязательно. Какой смысл? 

Пусть «трудный» футболист наступает на мозоль не тренеру и Наставнику, если такой имеется, а своим партнерам по команде! Пусть команда, своим коллективным решением, определяет судьбу того или иного футболиста, участвует в определении основного состава на ответственные матчи с правом совещательного голоса. 

Особенно важно, чтобы коллективные решения имели прямое отношение к финансовым вопросам. Это не значит, что футболисты будут сами себе назначать зарплату. Речь идет о командном голосе в решении подобных вопросов. 

После внедрения в тренировочный процесс элементов самоуправления, атмосфера в команде улучшится однозначно. Не умаляю значимости практической психологии и педагогики, но эти сегменты не есть определяющими.

Все вышесказанное – концептуальный ответ на заданный мне вопрос. Каждый, при желании, сможет его детализировать. А сделанные выводы - внедрить в тренировочный процесс.

Комментариев нет:

Отправить комментарий