вторник, 7 марта 2017 г.

Футбольная форма



Дата: 2011-09-13

Футбольная форма





В этой статье речь пойдет не о форме футболистов, не о клубной униформе, если таковая есть, а о форме, как о состоянии игровых кондиций игроков и команды в целом. Вы, уважаемый Читатель, наверняка многократно слышали такие фразы, как «игроки не в форме», «игроки не набрали нужную форму» и т.д.

Особенно часто это можно слышать в конце сезона, а особенно в его начале. А теперь главный вопрос. Сезонное изменение формы игроков и команды в целом это закономерная неизбежность?

Многие годы и даже десятилетия я утвердительно отвечал на этот вопрос, именно так и считал, как, собственно, и подавляющее большинство футбольных болельщиков и специалистов. Я мало ошибусь, если «подавляющее большинство» заменю на «все».

Для всех отсутствие формы в начале сезона, пик формы в середине сезона и спад формы в конце сезона – аксиома, которая не требует доказательств. Так думал очень долго и Ваш покорный слуга. 

Сейчас я так не думаю. Более того, сезонное колебание «формы» это показатель ущербности в тренировочном процессе футболистов. Почему? Одним словом или одной фразой здесь не ответить.

Придется напомнить одно сравнение, которое я приводил в своих работах. Если профессиональный (а я говорю, прежде всего, о профессиональном футболе) пианист не сядет за рояль в течение суток, то, хоть и незначительно, но повредит свою «форму», потеряет свежесть в своей технике владения инструментом.

Если пианист не будет садиться за рояль в течение нескольких дней, то ухудшение «формы» станет заметным для его почитателей во время концерта. Если рояль осиротеет на неделю, то это будет уже серьезным ударом по исполнительским кондициям пианиста.

Если он будет игнорировать инструмент на протяжении целого месяца, то это будет равносильно катастрофе. Восстановить беглость пальцев и другие параметры будет очень и очень проблематично.

А что же футбол? Может быть, пианисты это полные придурки-извращенцы, насилующие себя ежедневно по четыре-шесть часов долбежкой гамм, этюдов и шлифовкой разучиваемых произведений? Ответьте сами на этот вопрос.

В футболе считается нормой ежегодно забывать на месяц о своем ремесле, о своем искусстве, если хотите. Никаких чудес в футболе не происходит. 

Человек, который месяц не занимается поддержанием своих игровых кондиций, неизбежно их теряет. Поэтому в начале сезона мы и видим с Вами игру, далекую от обычного уровня игровых кондиций команды. 

Слышу возмущенные голоса футбольных фанатов и специалистов: «Футболисты, что, не люди? Им, что, не нужен отдых после напряженного сезона?».

Отвечу на возмущение вопросом. А пианисты, что, не люди? Им, что не нужен отдых? Отдыхать можно по-разному!!! В этом соль, уважаемые господа!

Как отдыхают футболисты известно всем. А как отдыхают пианисты, балерины, акробаты и т.д.? Вам это известно? Об отдыхе Майи Плисецкой я уже писал.

Балерина с мировым именем, отдыхая в Крыму, ежедневно (!) с шести утра и до полудня делала разминку. И только после полудня становилась среднестатистической отдыхающей. Вас это не впечатляет?


Сколько можно делать вид, что футбол это космическое, неземное ремесло, разобраться в котором могут только ныне здравствующие тренеры и другие футбольные специалисты? Сколько можно вешать лапшу на уши болельщикам?

Футбол – одна из сфер человеческой деятельности. И эта сфера человеческой деятельности подчиняется тем же законам, той же логике, что и другие. Здесь, я думаю, оппонентов у меня не будет.

Без «пахоты» серьезных высот ни в одном искусстве добиться невозможно. Нам же вколачивают в голову мысль о том, что футболист без месячного отдыха просто умрет. Почему не умирают другие, которые всего себя без остатка отдают любимому искусству? Почему?

Не зря при совке пенсию балеринам назначали в 35 лет. Это то искусство, для процветания которого нужно согнать с себя не семь, а семьдесят семь потов. Футбол разве проще?

Я не буду говорить о футбольной пенсии. Это отдельная тема. В этой статье я говорю о том, что нельзя, невозможно прикрыть фиговым листочком голую ж… современного тренировочного процесса.

А теперь я вернусь к вопросу, который с большой вероятностью, мог быть мне задан всей футбольной братией. Футболист, без всяких сомнений достоин отдыха. Только отдых этот должен быть несколько другим, нежели у простых смертных. В этом все и дело.

К тому же, максимальный возраст (мое личное мнение) необходимых игровых кондиций футболистов – 28 лет. В более жестком варианте – 25-26 лет. А как же тридцатилетние и тридцатипятилетние звезды? – спросите Вы.

В современном футболе все органично: ущербные тренировки – долгий футбольный возраст. Я не призываю загонять футболистов, как лошадей. Я призываю футболистов больше и напряженней тренироваться.

Знаю, что далеко не все, читающие эти строки, со мной согласны. А я и не навязываю свое мнение, впрочем, как и дискуссию.

График тренировок от футболистов не зависит. Все решают тренеры. Это тоже отдельный вопрос, о котором следует поговорить, но не сейчас.

Вспоминаю, как один футбольный специалист из Москвы, который открыл свой сайт, где не очень скромно заявлялось у лучшей футбольной аналитике в Рунете, задал мне эмоциональный вопрос: «Вы что, считаете всех кончеными идиотами?». Так он отреагировал на мое заявление о том, что тактическая схема никакого отношения к тактике не имеет, не имела и не будет иметь.

«Вы что, считаете всех кончеными идиотами?» - это знаковый, классический, цивилизационный, если хотите, вопрос. Этот вопрос можно было бы задать Леонардо да Винчи, который был глубоко уверен в том, что человек был создан математически, а не с помощью вероятностных процессов в природе.

Также этот вопрос был бы естественен для Лобачевского, который объявил о том, что параллельные линии пересекаются на расстоянии в бесконечность. Достоин этого вопроса Эйнштейн, Эдисон, Циолковский, Тесла и многие другие, сделавшие открытия, не вкладывающиеся в голову подавляющему количеству обывателей и ученых.

Если цивилизация будет ориентироваться на мнение большинства, то ее ждет медленная и мучительная смерть. Для меня это аксиома.

Прочитайте главу «Норма» в книге Норбекова «Опыт дурака», и Вам все станет ясно. Несколько нескромно получилось…  Я невольно поставил себя в один ряд с величайшими умами нашей цивилизации.

Это совпадение и не более того. Мне, просто-напросто, задали вопрос, который вполне подошел бы перечисленным гениям.

Так существуют ли сезонные колебания формы, или это выдумки тренеров и журналистов? Конечно же, существуют! Они – следствие технологии современного тренировочного процесса.

Если футболист приобретает навыки и едва заметный уровень мышечной памяти за счет игровой практики и частично от недонапряженного (мягко говоря!!!) тренировочного процесса, то форма будет в прямо пропорциональной зависимости от количества проведенных игр. Что такое «форма»? 

Это матрица мышечной памяти, формирующаяся в процессе игровой практики и тренировок. Правильно?

Если на тренировках Вы больше болтаете языком, бегаете трусцой и занимаетесь растяжками и прочей ерундой, не имеющей никакого отношения к тренировке, то что Вы хотите получить на выходе? Ноль, а не матрицу мышечной памяти. 

А вывод очевиден. Первоначальный, зародышевый, я бы сказал, уровень мышечной памяти того или иного движения, в этом варианте приобретается только за счет игровой практики. 

Вот здесь все и становится на свои места. Форма (матрица мышечной памяти) формируется в турнирных играх. Команда, к середине сезона приобретает, более или менее приемлемую форму. Почему эта форма понижается, ослабляется к концу сезона?

И здесь все понятно. Футболисты действительно устают, так как их организм не привык к длительным и систематическим нагрузкам. Так что здесь все честно.

Беда только в том, что форму можно сделать на порядок стабильнее и выше. Можно сделать так, что форма в начале сезона будет мало чем отличаться от формы в его конце. Но это никого не интересует. Почему? Я уже неоднократно отвечал на этот вопрос.

Комментариев нет:

Отправить комментарий