вторник, 3 января 2017 г.

Квалификация футбольных тренеров



Дата: 2009-11-02


Тренер, подай мяч Наставнику!





Очень серьезная тема. Знаю, что реакция на эту статью будет неоднозначной. И тем не менее, выскажу свои мысли по этому поводу, т.к. без ясного и четкого понимания технологии создания команды, серьезных успехов добиться невозможно. 

Как сейчас создается и кем управляется современная команда? Во главе команды – главный тренер. Помогают и подчиняются ему несколько тренеров команды, выполняющих указания и распоряжения своего шефа.

В чем разница между главным тренером и его помощниками?  В ответственности? Правильно. А еще? В умении принимать решения, в курировании всех вопросов, связанных с жизнедеятельностью команды? Тоже правильно. А еще?

Можно найти еще несколько моментов, но все они будут второстепенными, по сравнению с тем, что не сказано. В чем же состоит ключевое отличие главного тренера от его помощников? 

К сожалению, в современном футболе, главное, ключевое отличие между рядовыми тренерами команды и главным тренером проявлено очень слабо.
Не буду держать интригу и скажу, что в формате современного футбола, между главным тренером команды и его помощниками практически никакой разницы нет, за исключением административной составляющей. А должна быть! И эта разница должна лежать в плоскости профессиональной, а не административной.

В футболе будущего такого понятия, как «главный тренер» я не вижу. Это понятие не выражает суть того, что должен делать специалист, занимая этот пост. В футболе будущего, как мне кажется, руководить командой должен Наставник, а подчинятся ему должны все, кто имеет отношение к команде, в том числе и тренеры.

Тренеры должны заниматься составляющими команды, т.е. игроками, а Наставник должен заниматься командой, т.е. целым. Тренеры должны заниматься телом игрока, а Наставник – его душой и Духом.

В одной из своих книг, я даю определение понятию «команда», которое начинается со слов: «Команда это духовный монолит…». Задача Наставника заключается в том, чтобы из бесформенной суррогатной массы набранных в команду игроков создать прозрачный, как слеза, кристалл, прочный, как алмаз, впоследствии ограненный им и превращенный в сияющий бриллиант.

Да, очень уж пафосное предложение получилось. Но, это правда, и другой правды я не вижу. Для реализации этой очень непростой задачи нужны не только разносторонние знания, которые не дает ни одна школа тренеров мира, но и лидерские качества, и высокие моральные устои.

Сказанного по поводу задач Наставника достаточно, иначе можно незаметно перейти на обсуждение проблем учреждения первой в мире школы Наставников, что не входит в формат этой статьи. Задача же тренеров это реализация одного из определений, выведенных с помощью альтернативной футбольной идеологии: футболист – матрица мышечной памяти.

Именно этим должны заниматься тренеры. Физическая подготовка, специальные тренажеры, тестовые испытания, тактические занятия – удел тренеров и их полная ответственность. Взаимоотношения в команде, командные параметры, релаксационный и медитативный сегменты – парафия Наставника.

Для того, чтобы меня поняли до конца, несколько расшифрую сферу деятельности тренеров и Наставника. Разделение это условное. Условное хотя бы потому, что взаимозаменяемость, хотя бы на самом минимальном уровне, но должна быть. И тем не менее.

Все, что относится к физическим упражнениям, в том числе и специальным, должно быть в поле зрения тренеров. Также, в их поле зрения должно быть все, что касается понятия «мышечная память».

Утренняя пробежка, зарядка, работа с КСФТО (обстрел ворот, работа на «памятнике», «лабиринт», обстрел ворот с помощью «болвана», обстрел ворот с помощью «рюмки», работа на тренажере «бегущий кабан», работа со «щелью», бег с мячом по «пиле» и т.д.), разучивание и шлифовка домашних заготовок, отработка тактических приемов, двухсторонняя игра – поле деятельности рядовых тренеров новой формации.

Современная подготовка тренеров в футболе таких вещей не предусматривает по совершенно понятным причинам. Что касается поля деятельности Наставника, то здесь все намного специфичнее:

- внутрикомандные взаимоотношения футболистов;
- взаимоотношения футболистов и их родственников;
- взаимоотношения футболистов и тренеров;
- взаимоотношения футболистов и работников клуба;
- взаимоотношения футболистов и судей во время матча;
- учреждение и обеспечение функционирования 2-х этапного института клятвы;
- слаженная тандемная работа с психологом команды;
- духовное воспитание и все многочисленные мероприятия, связанные с ним;
- обеспечение комплекса мероприятий, связанных с формированием у футболистов мотивации к самосовершенствованию;
- эрудиткурс, ориентированный на формирование у футболистов чувства красоты, фантастически позитивно влияющей на овладение искусством видения поля и диспетчерским искусством, необходимыми каждому из них;

На этом перечисление компонент наставнической работы, пожалуй, закончу, т.к. боюсь не закончить его никогда, настолько оно объемно и масштабно. Справедливости ради, нужно сказать, что провести четкую грань между работой тренеров и Наставника, ни практически, ни теоретически невозможно.

Об этом я уже немного говорил. Так или иначе, но их поля деятельности пересекаются, имеют неизбежное взаимопроникновение. Хотите пример?
Тренер вратарей никогда со своей работой не справится без Наставника. Почему?


Потому, что методология подготовки вратарей просто немыслима без духовных практик. Разумеется, речь идет о подготовке вратарей будущего, а не о современных методиках.

Для тех, кто не в курсе, объясню то, что духовные практики нужны вратарям «не для мебели», а для овладения искусством «угадывания», определения направления удара еще до его производства. Невозможно? 

Не только возможно, но и подтверждено практикой (читай книгу «Нетрадиционные методики подготовки футболистов»). Работа Наставника настолько сложна, специфична, масштабна, ответственна, что не идет ни в какое сравнение с работой тренеров.

Наставник отличается от тренера приблизительно так, как тренер отличается от мальчика, подающего мячи. У Вас может возникнуть естественный вопрос. А откуда могут взяться эти пресловутые Наставники, если их работа так сложна и специфична? Откуда?

Наставники это не манна небесная. С неба падать они не будут. Необходимо будет учреждать первую в мире школу футбольных Наставников, о чем я уже говорил.

Что, страшно даже подумать о таком? А Вы не бойтесь, уважаемый Читатель. 
Могу с уверенностью сказать, что в деле создания института наставничества, мы уверенно опережаем зажиревшую и самодовольную Европу. Откуда уверенность?

Дело в том, что институт наставничества создан в мыслях Вашим покорным слугой, что частично отражено в концепции проекта создания Мастер-команды. А вот у Европы даже мыслей таких нет. Так что, здесь мы их опережаем.

Все будет зависеть от того, кто первым начнет материализовывать идеи. Если в этом деле мы будем первыми, то гарантированно покажем спину футбольной Европе, т.е. оставим их позади на мировой рейтинговой лестнице.

Было бы желание. Была бы воля…

Комментариев нет:

Отправить комментарий