вторник, 7 февраля 2017 г.

Карьера футбольного тренера


Дата: 2010-12-24

Футбольный тренер





Так сложилось, что на протяжении многих десятилетий, можно даже смело сказать, с момента рождения футбола, футбольными тренерами становились практически всегда футболисты, которые заканчивали свою карьеру в качестве игрока. Так было, так есть и так еще очень долго будет.

Если даже представить такую фантасмагорическую для многих картину, будто Ваш покорный слуга, совместно с автором системы сверхбыстрой подготовки футболистов или без него или он без меня, достигли желаемого, реализовали и материализовали свои идеи и замыслы, то и в этом случае,  традиционный процесс подготовки футбольных тренеров останется неизменным еще не на одно десятилетие. Почему?

Футбол со своей тотальной популярностью, мощной международной инфраструктурой, огромными финансовыми потоками является настолько инертной системой, что никакие успехи отдельно взятой команды не приведут к радикальным изменениям этой системы. Что бывает, когда бросаешь маленький камешек в болото, затянутое тиной? 

Правильно, небольшое блюдце открытой воды существует секунды. После чего восстанавливается статус КВО.

Мне понравилось, как в одной книге был смоделирован разговор Бога с человеком. Человек упрекал Бога: «Почему Ты не можешь показаться в Небе так, чтобы Тебя видели все земляне? Почему не можешь громоподобным голосом доказать всем, что ты есть?».

Ответ Бога был такой: «Конечно же, могу! Можешь не сомневаться. Но делать этого не буду. Это бесполезно». «Почему?» – не унимался человек. «Хотя бы потому, что люди все это представят, как массовый гипноз» – ответил Бог.

Если будет создана Мастер-команда, то найдутся тысячи оправданий того, что остальные играют хуже. Хотите варианты?

Вы их можете смоделировать сами. Это, например, то, что хозяину команды несказанно повезло. Столько сверхталантливых футболистов в одной команде это большое везение.

Другие скажут, что в команде очень талантливые селекционеры, которые не открывают своего ноу-хау по отбору кандидатов в команду. Третьи будут  заявлять о наличие в команде сверхсекретных анаболических стероидов, которые нельзя обнаружить в организме никакими методиками.

Четвертые заговорят о неожиданно проявившейся гениальности того или иного тренера. Будут плести что угодно, только не признают действенность той идеологии, на которой построен тренировочный процесс Мастер-команды.

Без боя никто не отдаст то, что стало причиной «успеха» многих поколений  футбольных специалистов. Никто не откажется от своих диссертаций и монографий.  Это элементарно.

Поехали дальше. Посетитель сайта, Владислав, задал вопрос: «Есть ли шанс у простого человека, не снискавшего славы на футбольном поле, найти эту славу (утрирую) на тренерской бровке?». На этот вопрос я отвечу в последнюю очередь.

А сейчас попробую ответить на другой вопрос этого Посетителя: «Как вы считаете, какими качествами должен обладать тренер?». Сразу хочу предупредить всех читающих, что выводы и мысли, изложенные в статье это мнение автора, а не футбольные скрижали, спущенные с небес.

Итак, какими же качествами должен обладать футбольный тренер? Да, небольшое отступление. Немного бальзама на душу моим оппонентам. У меня нет диплома футбольного тренера, нет никакой корочки, подтверждающей, то, что я – футбольный тренер.

Более того, практическая работа с командой у меня исчисляется часами, возможно сутками. Представляете? 

Так что те, у кого крутится на языке вопрос: «кто ты такой?», могут спокойно закрыть эту страницу – на моем костюмчике, по которому кое-кто меня встречает, регалий нет. А теперь о том, какими качествами должен обладать футбольный тренер. 

Только сразу оговорюсь.  Я буду рассказывать о своем видении не тренера трансфертного футбола, а того футбольного тренера, которого хотел бы видеть на тренерской бровке.

Во-первых, футбольный тренер должен быть эрудированным. Иметь всесторонние знания, хотя бы на уровне понятий. Образование и эрудиция тренера не должна ограничиваться чтением газет, журналов и несколькими прочитанными книгами.

В этом плане, в команде он должен быть авторитетом. Но, даже это не главное. Если человек не умеет выражать свои мысли, если не умеет работать с литературой и документами, то шансы создать необходимую методологию у него весьма призрачны.

И это не последняя значимость всесторонних знаний. Но, если буду продолжать тему знаний, то никакого формата статьи не хватит. 

Не хочется озвучивать банальности, но целеустремленность, сила воли, лидерские качества, уравновешенность в общении с кем бы то ни было ему также необходимы. Еще добавил бы честность, порядочность, бескорыстность. 

Если тренер, подобно Кащею, над златом чахнет, то это кто угодно, но не тренер. Если тренер кричит на футболистов, то это кто угодно, но не тренер.

Если тренер на пресс-конференциях обвиняет в поражении того или иного игрока из своей команды, то он - кто угодно, но не тренер. Необходимо развивать в себе качества аналитика. 

Без этого успешной работы не получится. Склонность к анализу должна проявляться во всем. Лозунг «матч закончился - забыли» годится, разве что, для современных корифеев.

Нет ничего поучительней и полезней, чем анализ каждой игры команды. Причем, анализ не только общекомандный, но, в обязательном порядке, индивидуально-дифференцированный.

Догадайтесь господа, почему этого нет? Дальше. Чем больше начальника в футбольном тренере, тем меньше у него шансов добиться желаемого.

Тренер это Учитель со всеми вытекающими. Футбольный тренер должен быть не только мечтателем и реалистом. Он должен быть критиком. Что имею в виду?

Никакие общепризнанные футбольные догмы и постулаты не должны приниматься на веру. Тренер должен думать и проверять. Никогда ничего путного не получится у тренера, если он не задаст себе следующие вопросы и не найдет ответа на них:

- что я создаю и что это такое?

- как мне создать команду?

- есть ли проколы в современной науке и если есть, то каковы они?

- что есть критерий прогресса в футболе?

- какова идеология современного футбола и насколько она идет в ногу со временем?

- можно ли обойтись в подготовке футболиста без кнута и без пряника?

Это ориентировочный перечень вопросов. Каждый тренер составит для себя свой список.

Помните слова старой песни: «первым делом, первым делом самолеты….»? У футбольного тренера, иерархическая лестница приоритетов должна быть такой (еще раз повторяю – это только лишь мое мнение): Бог, футбол, а потом все остальное, как бы это кощунственно для многих не звучало.

Когда говорю о всесторонних знаниях тренера, то имею в виду и психологию, разумеется. Хотя бы азы (честно признаюсь, что здесь у меня дыра, над ликвидацией которой начал работать).

Тренер должен любить футбол, любить свое искусство всем сердцем. Не гонорары, не регалии-побрякушки, а футбол. Это ясно всем, но не сказать об этом я не могу.

И главное. Тренер должен ни на секунду не прекращать, ни самообразование, ни самосовершенствование. Есть еще то, что можно назвать главнее главного, но озвучивать не буду, пока не проверю лично.

Того, что написал с лихвой хватит, чтобы не пасти задних. Еще один вопрос Владислава: «какие цели он (тренер) должен перед собой ставить?»
В таких случаях, я задаю вопрос: чем отличается второе место, завоеванное в турнире от двенадцатого? 

Ответ – ничем! В том и другом случае Вас сбросили с пьедестала. А где Вы после этого застряли, недалеко от вершины или скатились к подножию, значения особого не имеет. 

Тарасов говорил: «Если команда не ставит перед собой самую высокую цель, то она никогда и ничего не добьется!». Подписываюсь под каждой буквой этого изречения.

Целей, Владислав, у тренера должно быть две – стать лучшим тренером в мире и создать лучшую команду в мире. Все остальное – пыль.

Такие цели, как «не вылететь», «мы постараемся», «войти в пятерку или в десятку» - завуалированная сублимированная мольба о том, чтобы оставили в команде, адресованная хозяевам клуба. И последний вопрос Владислава: «Есть ли шанс у простого человека, не снискавшего славы на футбольном поле, найти эту славу (утрирую) на тренерской бровке?».

Вы даже не представляете, какой это классный вопрос! Это гениальный вопрос! Существует общепризнанное мнение, что тренером может стать только тот, кто знает футбол изнутри, кто стриг траву на поле ногами, руками и животом, кто знает порядок проведения традиционных тренировок и знаком с распорядком дня футболистов.

Согласны? С этим не будут спорить даже самые ярые мои оппоненты. Вы знаете, двадцать лет назад мне попался на глаза рецепт выращивания картошки. С одной сотки автор обещал собрать полторы тонны (!) корнеплодов.

Брат соседки проверил рецепт и обалдел. Он не выполнил одного незначительного условия и собрал 1250кг. Написал автору: «не верил, проверил, спасибо за труд».  К чему дела огородные?

Да к тому, что на протяжении двадцати лет провел эксперимент – предлагал всем знакомым, сотрудникам, родственникам и т.д. посадить картошку по рецепту. Знаете, сколько человек заинтересовалось?

Нуль! Как садили картошку по-дедовски, так и предпочитают садить. Вы уже поняли, к чему рассказ о картошке? 

Как тренировали предшественники, так и тренируют современники. Разница только в уровне релаксационных мероприятий, медицинском обслуживании. А в остальном….

Но, вернемся к теме. Ответьте на простой вопрос. Много ли знаний приобрел футболист, бегая по полю за десять-двенадцать лет карьеры? 

Много ли знаний он приобрел на тренерских курсах? Только положа руку на сердце… То-то и оно. 

Впрочем, эту тему, я раскрыл в статье «Кто еще не приобрел генеральские погоны?». В завершение хочу задать вопрос.

Может ли футбольный тренер быть одноногим? Не тем, кто не преодолел "доминантность", а физическим инвалидом, у которого нет ноги.

Некоторые считают, что не может. Тренер, по мнению некоторых, должен лично все демонстрировать игрокам. Очень даже согласен. Но.... По этой логике, выходит, что тренер после шестидесяти лет это живой тренерский труп.

Труп потому, что полноценно что-то продемонстрировать футболистам он уже вряд ли сможет. Согласны?

А вот я считаю, что «без рук, без ног на бабу скок» это, в том числе и (не дай Бог, конечно) футбольный тренер. Есть варианты, когда научить футболистов тем или иным футбольным премудростям можно и без личной демонстрации. Но, на этом останавливаться не буду.

У человека, который имел во сто крат больше времени, нежели футболист,  для всестороннего образования, тренерский потенциал на порядок выше, чем у бывшего игрока, образование которого представляет собой решето.

Умение бегать по полю, бить по мячу, падать в подкате и искусство создания команды - разные вещи. Достаточно ли тех знаний, которые экс-футболистам дают тренерские курсы? Мой ответ - однозначно нет, нет и еще раз нет.

Отвечаю на последний вопрос, выделенный в тексте жирным шрифтом («Есть ли шанс у простого человека, не снискавшего славы на футбольном поле, найти эту славу (утрирую) на тренерской бровке?»):

м о ж е т  !!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий