четверг, 27 апреля 2017 г.

Как должен обучать футбольный тренер?


Дата: 2011-11-07

  Футбольный тренер:
личный пример или видеоуроки?



Возвращаясь из магазина, беззаботно просматривал картинки, всплывающие в моем сознании с разной скоростью и разными темами. Вдруг, вспомнил о бесконечных спорах, касающихся тренерского ремесла.

Есть болельщики и футбольные специалисты, которые считают, что футбольный тренер обязан обучать своих подопечных личным примером. Т.е., нужно обучить рывку – делает рывок, нужно научить обводке "один в один" – показывает и это, и т.д. Логично? Абсолютно логично!

Вот только есть маленькая проблемка – футбольный тренер, как и любой человек, стареет. Если обводку "один в один" он покажет до сорока лет, то после этого возраста, ему это будет делать крайне трудно. А после пятидесяти, подобный технический прием смогут показывать единицы из тысяч.

Значит ли это, что у футбольного тренера ограничен возраст? Как говорится, сказал «А», говори и «Б». Если уверен в том, что все нужно показывать личным примером, то нужно признать и тот факт, что возраст футбольного тренера ограничен.

А как же быть с жизненным и профессиональным опытом, знаниями? Неужели тренера 60-летнего возраста, который носит внутри себя кладезь футбольной мудрости, нужно списывать? Что-то здесь не стыкуется. Согласны?

А что, если тренер футбольной команды, в возрасте 32 года, сломает ногу, и врачи ему вынесут приговор: полгода костылей. Неужели о тренерской работе нужно забыть на это время? А потом еще реабилитация….

Кстати, если у нас есть в премьер-лиге тренеры, которые непрерывно и постоянно своим футболистам что-то показывают и чему-то обучают, то почему этого не видно на футбольных полях? Ведь техническая убогость и грубость – хозяева современных футбольных полей нашей страны.

Как можно обучать так, чтобы результатов обучения не было видно? Ответ Вы знаете лучше меня; в премьер-лиге никто никого ничему не обучает. Такой ответ считаю самым правдивым и ответственным.

Так что будем делать с явным противоречием – богатым опытом прожитых лет и требованием обучения с помощью личного примера? Кстати, есть немало специалистов, которые считают что командой нужно руководить, находясь в самой гуще событий, т.е. стать играющим тренером.

Реагируя на такой взгляд, не могу не затронуть проблему лидерства в футболе, но развивать ее в этой статье не очень хочется – не та тема. Могу сказать только одно.

Играющий тренер это безоговорочный лидер. А любое лидерство в команде, любая высокая значимость отдельного игрока это уже костыль для команды. Я уже об этом писал многократно.


Зачем думать, если рядом тренер, который во стократ лучше тебя распорядится мячом, к тому же, значительно быстрее? Когда за тебя думают другие, твой мозг невольно атрофируется.

Когда же тренера на футбольном поле нет, то приходится принимать решения тем, что отвыкло думать и отвыкло брать на себя ответственность. В футболе должна работать аксиома, до которой современный футбол еще не дорос.

Какие бы у тебя не были индивидуальные технические показатели, на футбольном поле ты один из десяти, равный из равных. И если футболиста журит тренер за то, что тот отдал пас не самому крутому игроку команды, а «рядовому», но находящемуся в более выгодной позиции, то такая команда больна и обязательно переживет потрясение, когда «крутого» игрока продадут или он уйдет из команды по возрасту.

В формате современного трансфертного футбола, противоречия, о котором упомянул в этой статье, избежать невозможно. Его невозможно решить никак!

Если же посмотреть на футбол другим взглядом, который продиктован требованиями нового времени, то все становится на свои места.

Когда мы примем во внимание то, что создание команды это не только «физика», домашние заготовки и амплуальная гармонизация (замена слабого левого защитника, приобретение еще одного нападающего и т.д.), а еще духовное воспитание, внутрикомандные связи, которые сейчас практически не корректируются и не формируются, формирование мотивации к самосовершенствованию, определение критерия прогресса и его корректировка, то поймем, что один тренер, самый гениальный со всей этой работой никогда не справится.

Что делать? Богу – Богово, Кесарю – Кесарево. Вопросами индивидуальной техники, индивидуальных игровых кондиций должен заниматься футбольный тренер. Это его святая обязанность. Это он должен показывать все личным примером. Больше у него не должно быть никаких обязанностей.

Кстати сказать, обучать личным примером совсем не обязательно. Очень желательно, но не обязательно. Можно вооружиться и видеоуроками, на худой конец. Но, говорить о технологии обучения в этой статье не буду. Скажу только одно - фундамент любого обучения - пошаговость. Это святое. Все остальное - пыль.

Найдется работа и для футбольного Наставника, которым сейчас в современном футболе даже не пахнет. Нет, ошибаюсь, пожалуй, запах идет от главных тренеров. Но, только лишь запах.

Все, что касается командных параметров и их контроля и коррекции, все, что касается командного духа, проявленного многогранно,  все, что касается всех интеграционных процессов в команде это парафия футбольного Наставника. Где взять футбольных Наставников?

А Вы их нигде не найдете. Нужно самому стать таковым. Показать всему миру, что деление в управлении командой на два сегмента это прорыв в футболе.

И только потом решать вопросы учреждения первой в мире школы футбольных Наставников. А до этого все мои убеждения, все мои аргументы – слова. 

Не подтверждение которых делами на руку всем тренерам, которые лелеют собственное теплое местечко в футболе, абсолютно не интересуясь судьбами самого футбола. Они уходят из футбола, оставляя после себя…, впрочем, и так все понятно. 

Деление тренерского управления командой на две ипостаси я выстрадал во многих дискуссиях и после многочасовых (пожалуй, даже многогодичных) размышлений по этому поводу. Осталось только все подтвердить практически.

Не хочу вспугнуть птичку. Возможно, это произойдет не в столь отдаленном времени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий