четверг, 27 апреля 2017 г.

Оценка "возрастного" футбольного тренера


Дата: 2013-03-25


Три яблони и... одно яблоко





Давайте поговорим о том, о чем никто не говорит, а если об этом кто-то и говорит, то, настолько редко, что на это никто не обращает внимание. Речь идет об особом сегменте тренерского ремесла, тренерского искусства.

О том, что в мире существует детский футбол и специалисты детского футбола, юношеский футбол и специалисты юношеского футбола, молодежный футбол и специалисты молодежного футбола, взрослый футбол и специалисты взрослого футбола, Вы, уважаемый Читатель, прекрасно знаете.

На эту тему я уже опубликовал статью ("Детский футбол"), где рассказывал о существовании детского отца, юношеского отца, молодежной матери и т.д. Бред очевиден. Но, этого бреда в футбольной среде никто не замечает. Детский тренер воспринимается, как норма.

В этой статье я приведу другую аналогию, и попробую показать, каким футбол должен быть вне существующего маразма. Итак, другая аналогия.
Представьте, что после буйного весеннего цветения, на яблоньке появились завязи, а затем и плоды. Эти плоды еще совсем маленькие, но уже отчетливо видно, что это яблоки, а не, скажем, вишни. А дальше происходит неожиданное.

Яблонька, на ветках которых появились симпатичные молоденькие плоды, вдруг стала сбрасывать эти плоды. Почему? Разве это логично? 

Почему маленькие яблочки падают на землю тогда, когда они не только не дозрели, но и не выросли вовсе? Яблонька ведь не больная!

И для того, чтобы спасти эти яблочки, их необходимо собрать, помыть и .... привить к другой яблоньке. Другая яблонька особая - она спасает сброшенные молодые яблочки первой яблонькой. 

На второй яблоньке молодые яблочки оживают, продолжают расти, правда, не так идеально, как на первой, ведь вторая яблонька - не родная. На плодах появляются черные точки, на некоторых плодах появляются трещинки.

Вторая яблонька лелеет свои появившиеся плоды, ведь завязей на второй яблоньке не бывает. Она выхаживает только упавшие на землю маленькие яблочки. Но, лелеет она их недолго, и почему-то, когда плоды еще совсем зеленые, но уже достаточно крупные, она их... сбрасывает.

Снова многострадальные яблоки оказываются на земле. И снова, для того, чтобы их возвратить к жизни, их нужно собрать, помыть и... привить к третьей яблоньке. На этой яблоне крепкие, большие, но еще зеленые плоды набирают силу, но, так как яблонька не родная, снова на их поверхности появляются дефекты.

Справедливости ради, нужно сказать, что не только на поверхности... И вот наступает долгожданный час, когда яблоки созревают и, поблескивая красными боками, падают на землю. Как Вам, уважаемые господа, такая картинка?

Сюжет для сумасшедшего дома! Вы ничего и никого не узнаете в этом сюжете? Ведь это же наш родной футбол!

Первая яблонька - детский тренер, вторая яблонька - юношеский тренер и т.д. Никто и никогда не узнает квалификацию, истинную квалификацию детского тренера! Почему?

Все очень просто. Когда футболист становится взрослым, то его мастерство может быть оценено, как мастерство последнего тренера, который переучил парня, оставив на обочине все то, чему его учили предыдущие тренеры. А может быть оценено, как суммарный вклад всех тренеров, а еще может быть оценено, как нейтральное воздействие всех тренеров, кроме, скажем, юношеского. Разве не так?

Разве не может иметь право на существование последняя мысль? Может! Так как же правильно оценивать вклад каждого из тренеров в "конечный продукт"? Здесь никакой правильности нет, и быть не может. А знаете, почему?

Потому, что при любых подходах, учитывается только знак плюс. Про минус никто не говорит, хотя минусов в тренерской работе - вагон и маленькая тележка. Я не хочу дальше обсасывать этот бред.

Невольно вспоминаю слова одного известного российского аналитика российского футбола: "вы что, всех считаете конченными идиотами?". Так он отреагировал на мое несогласие с трактовкой современной футбольной тактики.

Я, уважаемый Читатель, и сам вижу, что писаю против урагана, но ничего с собой поделать не могу. Если я вижу, что объект внимания - бред, то так его и называю, несмотря на то, что на него молится подавляющее большинство.
Ну да ладно, довольно лирики. 

Теперь покажу, каким вижу футбол, вне существующих возрастных градаций. Главная идея проста, как кусок хозяйственного мыла - команда, это плод, который должен вырасти и созреть на одном дереве! 

И название этому дереву - футбольный тренер! Один на все времена!
Вы не представляете, как это может быть? 

И все же, давайте представим, что Иванов Иван Иванович (ИИИ), футбольный тренер отобрал себе (как отобрал это отдельная тема) двадцать ребятишек, из которых решил слепить команду. ИИИ обучает их первым шагам в футболе, учит всему на свете, делает все, чтобы команда представляла собой духовный монолит и, когда плод созрел, представляет его на всеобщее обозрение.

Если плод хорош, то он занимает достойное место в футбольной элите. Если - нет, то занимает место в более низких футбольных эшелонах. Только так можно судить о профессионализме футбольного тренера.

Или Вы знаете другой путь? Как еще можно оценить труд футбольного тренера, если не по плодам?

У нас, увы, многие считают, что футбольный тренер успешен, если его воспитанник становится мегазвездой. Должен обратить внимание таких людей на то, что футбол это командная игра, а не конкурс моделей, дефилирующих на подиуме.

Команда, собранная из мегазвезд это ничто - пустое место, если они не могут взаимодействовать между собой. Как правило, мегазвезды находят общий язык между собой, но не настолько, чтобы говорить о мгновенном взаимопонимании.

Для того, чтобы команда играла, как единый механизм, нужны годы, годы упорной ежедневной работы! Футбольный тренер это тот, кто создает команду. Тот же, кто занимается индивидуальной подготовкой футболистов - тренер по индивидуальной подготовке.

У нас почему-то путают Божий дар с яичницей. Не исключаю того, что есть футбольные тренеры, которым по кайфу заниматься индивидуальной подготовкой. Только здесь есть маленький нюанс.

В таком варианте, на выходе получаются... инвалиды. И их инвалидность неизбежна! Почему? 

Потому, что футболист это не только мастерство, это коммуникабельность, это развитый интеллект, фотографическая память, быстрота мысли, нравственный базис, духовное развитие, эрудиция, искусство взаимодействия с партнерами. Можно ли все это дать при индивидуальной подготовке? Нет! Тысячу раз нет! 

Только лишь частично. А если быть честным до конца, то нужно признать, что кроме техники и физики, футбольные тренеры - специалисты по индивидуальной подготовке, больше ничем не занимаются. Это факт! Разумеется, я говорю о большинстве, а не о всех.

Знаю, какой вопрос Вас беспокоит, уважаемый Читатель: как же все это устроить, если не будет возрастной градации? Так как отпадет необходимость ставить галочки в отчетах о проделанной работе, то турниры по футболу станут более поздними, так как реальные противостояния в раннем возрасте отрицательно сказываются на психике ребенка.

Скажем, до возраста 14 лет, вполне можно обойтись эпизодическими товарищескими играми. А уже с 14 лет можно вовлекать ребят в стихию реального перманентного противоборства. 

Подчеркиваю, что не лишаю детей атмосферы соревнования, а только перевожу игровую практику в мягкий режим товарищеских игр. Тренер ведет ребят до "светлого будущего" с помощью финансовой помощи национальной федерации и местных властей. 

И если тренер со своей командой "утонул" в пучине турнирной борьбы, то он теряет финансовую помощь. Как следствие, его команда исчезает с горизонта, если срочно не найдется спонсор. Что делать игрокам? 

Ходить на просмотры, работать самостоятельно, чтобы собственную карьеру не увязывать с карьерными проблемами тренера. Тренер, конечно же, может начать все сначала, но для этого он должен самостоятельно обеспечить себе формат создания команды - финансы, инфраструктуру и т.д. 

При таких раскладах, никто не спрячется за спиной более возрастного тренера, и более возрастной тренер не сможет пенять предыдущим тренерам на их плохую работу. Эпоха "стрелок" закончится! 

Как мне хочется дожить до этих времен! Это будет эпоха настоящего расцвета футбола! Впрочем, это тема уже совсем другого разговора.

- - - - -

P.S. Висит в воздухе вопрос, на который я не дал ответ. А как быть тренеру, который добился сияющих высот, если нет необходимого пополнения? Как существовать команде, которая старится? Правильный вопрос.

Каждая успешная команда должна иметь собственную школу подготовки. У этой школы подготовки будет один единственный футбольный Наставник, которому будут подчинены все "возрастные" тренеры, т.е. тренеры, которые ведут возрастные группы ребят. 

Только так может быть реализовано единомыслие, только так может быть обеспечена единая идеология, единая философия футбола в рамках отдельно взятой команды. Только так можно добиться успеха.


Я еще не ответил на огромное множество естественных вопросов, но сказанного достаточно, чтобы понять, куда двигаться. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий